Глава Ноах — За себя и за того парня

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1234
влияние

«И увидел Б-г землю; и вот, она растлена, ибо извратила всякая плоть путь свой на земле» (Берешит, 6:12).

Рассказывается в мидраше «Берешит Раба» (28:8), что в поколении Потопа все живые создания стали поступать против заложенной в них природы. Псы стали спариваться с волками, а петухи — с павлинами. Из слов мидраша следует, что животные сами по себе испортили свою природу и поступки. Но как могли произойти такие изменения в природе животных? Свою природу способен изменить только человек, обладающий правом и способностью выбора. Однако животные, которые могут поступать лишь в соответствии с инстинктами, — как они могли изменить природу своего поведения? И если только у человека существует возможность настолько испортить себя, тогда за что были наказаны все живые существа?

Это верно, что человек способен изменить свои врожденные привычки и приобрести второю природу. Однако процесс внесения новшеств не заканчивается лишь на нем самом. Своими поступками, как хорошими, так и плохими, человек способен влиять и на окружающий мир. Но не подумайте, что лишь когда человек грешит прилюдно, он плохо влияет на других дурным примером. Даже когда грехи совершаются вдали от людских глаз, они оставляют свой отпечаток на всех и на всем. Это находит выражение, например, в том, что у созданий поднимается уровень желания совершить этот же грех. Чем больше будет человек грешить, тем больше будет усиливаться влияние этого греха. И не только на людей и животных, но даже и на неодушевленные предметы. Об этом говорит пророк: «И привел Я вас в землю плодородную, чтобы ели (вы) плоды ее и блага ее; а вы пришли и осквернили землю Мою, и сделали удел Мой скверною» (Ирмияу, 2:7). И все это верно по отношению к любым качествам. Пусть это невозможно измерить, однако дано воспринять на уровне чувств. И когда человек попадает в неведомую для него страну, где принята разнузданность в каких-то вещах, то и он начинает ощущать в себе тягу к подобным нарушениям.

О чем говорит нам пророк в этом стихе (Хавакук, 2:12): «Ведь камень из стены вопиет, и щепка деревянная отвечает ему»? О том, что и камни, и деревянные части дома будут свидетельствовать о всех делах человека. В каждом камне, в каждом куске дерева наши поступки оставляют свой отпечаток. И пусть эти изменения не видимы нашему глазу, однако все они сохраняются, и в будущем Всевышний использует их как вещественное доказательство. Каждое место, которое посещает человек, каждый предмет, на который он бросит свой взгляд – все несет на себе его отпечаток.

Так было и в поколении Потопа. Страсть к разврату настолько укоренилась в природе человека, что стала оказывать тлетворное влияние на все, что его окружает. Сперва на животных, а потом и на неодушевленные предметы. Поэтому и была необходимость в уничтожении не только всего живого, но и даже верхнего слоя земли.

Говорится в трактате Хагига (15а): если праведник удостаивается заслуги, то может получить не только свой удел в будущем мире, но и удел своих ближних. А нечестивец получает не только свою долю грехов, но и долю грехов своих ближних. И, на первый взгляд, это не совсем ясно. Почему это праведник получает больше, чем он заслужил, а нечестивец больше, чем нагрешил? Однако согласно вышеприведенному пояснению, все становится на свои места. Все учтено, все записано, и если не в тетради, то на стене, или на дереве. И когда в будущем мире будут рассчитывать заслуги и грехи человека, то будет учтен не только удельный вес самого поступка, но и сила его влияния на окружающий нас мир.


http://www.beerot.ru/?p=43516