От пророка Моше и до пророка Малахи — Афтара главы Толдот

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

2373
малахи

От пророка Моше и до пророка Малахи

В афтаре главы Толдот читается отрывок из книги пророка Малахи (1:1-2:7).

Поясняют комментаторы, что существует связь между Моше и Малахи, двумя пророками народа Израиля. Намек на это запечатлен в имени пророка Малахи. Ведь слово מַלְאָ֔ך (малах) может иметь двойной смысл. Часто оно переводится как «ангел», реже, как «посланник». По мнению многих комментаторов в стихе «И воззвали мы к Г-споду, и услышал Он голос наш, и послал посланца (מַלְאָ֔ך), и вывел нас из Египта» (Бемидбар, 20:16) речь идет не об ангеле, а о Моше.

Так установлено Свыше, что уровень пророка находится в прямой зависимости от духовного состояния народа. А на момент выхода из Египта духовный уровень народа был столь велик, что с Небес проистекало неограниченное Б-жественное изобилие. Поэтому у Моше уровень постижения Б-жественных откровений был столь велик, что ни один из пророков больше не мог подняться до таких высот. А степень восприятия духовного приблизилась у Моше к уровню ангела (то есть, в вышеприведенном стихе, слово малах, пусть и относится к Моше, однако, вполне может быть понято, не только как «посланник», но и как «ангел»).

Так это было во время выхода из Египта, когда Шехина Всевышнего пребывала в стане Израиля. Однако в эпоху Второго Храма, когда духовное состояние народа Израиля было далеким от идеального, пророкам не посылались великие откровения, и пророчества были редки и скудны. Если бы тогда народ Израиля обладал высокой ступенью духовности, то и главный пророк той эпохи носил бы имя Малах – ангел. Но грех с нееврейскими женами не позволил этому свершиться, за что и было изменено имя последнего пророка Израиля с Малах на Малахи.

Малахи, он же Эзра

В трактате Мегила (15а) Вавилонского Талмуда приводится спор мудрецов по поводу личности Эзры. По мнению рава Нахмана Мордехай (известный избавитель народа Израиля) – это Эзра. Раби Йеошуа бен Карха считает, что Эзра — это последний пророк народа Израиля Малахи. Другие же мудрецы считают, что Эзра и Малахи – это разные люди. В конце рав Нахман соглашается, что Эзра — пророк Малахи, и приводит доказательство этому мнению из намека в одном из стихов Танаха.

А в трактате Санедрин (21б) утверждают мудрецы, что Эзра был достоин, чтобы через него была дарована Тора, однако, Моше его опередил. Но даже если Эзра и не удостоился чести, чтобы через него была дарована Тора, все же он смог стать тем мудрецом, который изменил ивритское письмо на письмо ашури (вплоть до эпохи Второго Храма свитки Торы, тфилины и мезузы писались шрифтом иври, а не ашури).

Два недостающих пророка

Рав Менахем Азарья де Фано в своей книге «Асара Маамарот» приводит список сорока восьми пророков. Список составлен в соответствии с мнением Раши (Мегила, 14а). Однако в списке недостает двух имен, имена которых Раши неизвестны. И рав де Фано называет нам имена двух недостающих пророков. Он утверждает, что этими «неизвестными» были Шем и Эвер. Шем, который сказал Ривке: «Два народа во чреве твоем»; и Эвер – который пророчествовал о Вавилонской башне и расселения народов.

Получается, что начало и конец периода пророчеств, адресованных народу Израиля, касаются одной и той же темы — непримиримого противостояния Яакова и Эсава. Шем произнес: «… два народа во чреве твоем, и два народа из утробы твоей разойдутся; и народ народа сильнее будет, и больший будет служить младшему» (Берешит, 25:23 и см. Раши там). Также и книга Малахи, последнего из пророков, начинается такими словами: «Я возлюбил вас, сказал Г-сподь. А вы говорите: “В чем (явил) Ты любовь к нам?” Разве не брат Эсав Яакову, слово Г-спода! Но возлюбил Я Яакова. А Эсава возненавидел…» (Малахи, 1:2-3).

За что Всевышний продолжает любить Яакова?

Теперь мы можем иначе посмотреть на порядок построения стихов в пророчестве Малахи.

Стих 1: «Пророческое слово Г-спода к Израилю через Малахи». Почему Малахи, а не Малах (ангел)? Потому что низкий духовный уровень народа не позволял ему подняться до уровня ангела.

Стих 2: «Я возлюбил вас, сказал Г-сподь. А вы говорите: “В чем (явил) Ты любовь к нам?” Разве не брат Эсав Яакову, слово Г-спода!» Народ Израиля спрашивает у Всевышнего, за что Он отверг Эсава? Ведь он, как и Яаков, является родным сыном Ицхака. И если так, то и он обладает правами на наследование Святой земли!

На это отвечает Всевышний, что Он «Эсава возненавидел…» за то, что тот взял себе кнаанейских жен, вопреки желанию отца. Ведь этим самым Эсав продемонстрировал, что не желает быть продолжателем и носителем идей Ицхака. Поступив так, он отрезал себя от права на обладание Святой землей.

Но ведь и сейчас, в эпоху Второго Храма, евреи не в полной мере владели своей землей, находясь под властью разных империй! Поясняют мудрецы, что такое положение было результатом распространенных браков с нееврейскими женами. Разве не выглядела та часть народа также, как когда-то Эсав? Нет. Почему? Потому что Эзра вместе с мужами Великого собрания смогли исправить ситуацию, положив конец этому явлению. Поэтому говорит Всевышний устами пророка Малахи, что Он продолжает любить свой народ, как сказано: «Но возлюбил Я Яакова».


http://www.beerot.ru/?p=43794