Недельная глава Толдот — Кого считать мудрецом?

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин | версия для печати версия для печати

«А Яаков дал Эйсаву хлеб и похлебку чечевичную, и тот ел и пил, и поднялся и пошел, и презрел Эйсав первородство» (Берешит, 25:34).

Рамбан объяснил причину презрения Эйсавом первородства: «поскольку глупцы желают лишь есть и пить и утолять свои вожделения… и не задумываются о завтрашнем дне». Глупцы не задумываются о будущем, о том, к каким печальным последствиям может привести удовлетворение немедленного, минутного желания наслаждений. Такие люди гневаются, несмотря на то, что понимают, что тем самым разрушают отношения с окружающими людьми; продолжают курить, даже когда тяжело больны; едят пищу, которая вредит их здоровью. Они выбирают минутные наслаждения даже за счет всей дальнейшей жизни.

В трактате Тамид (32а) приводится, что Александр Македонский спросил еврейских мудрецов, кто является по-настоящему мудрым. На что они ответили: «Тот, кто предвидит будущее». По-настоящему мудрый человек постоянно задумывается о том, к чему могут привести его действия, и если видит, что какое-либо действие может привести к нежелательным последствиям, воздерживается от него.

Подобное утверждает и раби Шимон, ученик рабана Йоханана бен Закая, в трактате Пиркей Авот (2:13). На вопрос своего учителя, каково наилучшее свойство, которого человек должен всегда придерживаться, он ответил: «Тот, кто видит последствия своих действий». А на вопрос, каков наихудший путь в жизни, сказал: «Тот, кто берет в долг, но не возвращает его». Тут имеется в виду человек, который, занимая деньги, не знает, каким образом сможет вернуть, не задумывается о будущем, но только о текущих проблемах и желаниях. И это качество считает раби Шимон наихудшим, поскольку оно приводит человека к грехам. Ведь если бы каждый человек задумался, стоит ли ему грешить, он бы понял, что не получит истинной выгоды от греха не только в будущем мире, но и в этом мире. Более того – он причинит себе множество страданий из-за какого-то минутного вожделения. И так сказали мудрецы (Пиркей Авот 2:1): «Каков праведный путь, который должен избрать для себя человек? …Соотноси ущерб, [который ты понесешь из-за неисполнения] заповеди, с наградой [за исполнение], а награду [за воздержание] от греха – с ущербом, который ты понесешь, [если совершишь его]».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Добавить комментарий