ТАНАХ рассказывает — Слабость глаз

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

2813
глаз

«И было, когда Ицхак состарился и притупилось (וַתִּכְהֶ֥יןָ) зрение глаз его…» (Берешит, 27:1).

Раши поясняет, что кнаанейские жены Эсава совершали воскурения для своих идолов и от этого дыма идолопоклонства ослабли глаза Ицхака. Это мнение стало наиболее распространенным и принятым, возможно потому, что именно Раши его привел. Есть еще несколько мнений о причине слепоты Ицхака в мидраше «Берешит Раба» (65:5-10). Однако Сфорно идет другим путем, предлагая нам свое интересное объяснение.

Он обращает внимание на тот факт, что для обозначения слепоты (или ослабленного зрения), в этом стихе используется слово ва-тикэна. А почему именно этот, достаточно редкий глагол? Ведь есть же распространенное в Танахе слово ивер. Или часто используемое в мишне слово сума. А если сказать, что ивер и сума указывают на состояние полной слепоты, то можно вспомнить Лею, о которой сказано, что: «А у Леи глаза слабые (וְעֵינֵ֥י לֵאָ֖ה רַכּ֑וֹת)» – здесь употреблено слово ракот.

Есть еще одно место в Танахе, где для описания слабого зрения использовался глагол с таким же корнем.

В книге Шмуэля (1, гл. 3), рассказывается о преступлениях и наказании рода первосвященника Эли. Сыновья его попирали жертвоприношения и оскверняли Имя Всевышнего. Сказано там: «И было в те дни: Эли лежал на месте своем; глаза же его начали тускнеть (כֵה֔וֹת)…». Всевышний открывается в пророчестве молодому Шмуэлю (это было его первое пророчество), в котором сообщает о наказании дому Эли. Наказание за преступления его сыновей, и за то, что он, первосвященник и судья народа Израиля, не увещевал их.

Интересно, что не только для описания ослабшего зрения приведено слово кеот. Также и дальше (стих 13) Всевышний поясняет причину наказания, и используется глагол с тем же корнем: «И сказал Я ему, что Я осужу дом его навеки за вину в том, что он знал, как сыновья его навлекают на себя проклятие, и не обуздывал (וְלֹ֥א כִהָ֖ה) их».

На основании этих примеров Сфорно утверждает, что Всевышний наказывает потерей зрения, в тех случаях, когда отец может направить сына на верный путь, но не делает этого. Поясняют комментаторы, что на старости лет Эли действительно потерял контроль над сыновьями. Однако это произошло не сразу. Когда-то он мог еще взять ситуацию под контроль. Но, наверное, не хотел портить отношения с сыновьями. И если увещевал, то очень слабо, как это видно из стиха: «…зачем делаете вы такие дела? Ведь слышу я о злых поступках ваших от всего этого народа» (Шмуэль 1, 2:24). За это и был так наказан.

А кого не увещевал Ицхак? Эсава. А в чем его нужно было остановить? Чтобы не брал в жены кнаанейских женщин. Но мог ли Ицхак повлиять на Эсава? Утверждает Сфорно (там же, 28:8), что мог. Ведь если Эсав женился на дочери Ишмаэля, как только понял, что кнаанейки противны отцу, то разве не послушался бы он Ицхака, если бы тот прямо запретил ему брать кнаанейских жен? Но Ицхак не вмешался.

Ицхак был в возрасте ста двадцати трех лет, когда благословлял сыновей, и когда впервые говориться о его слепоте. Первосвященник Эли был в возрасте девяноста восьми лет, когда его зрение притупилось. А вот Авраам и Яаков не имели таких проблем со зрением, даже в более преклонном возрасте.

После смерти Сары Авраам вновь женится. Значит со здоровьем было все в порядке. А тогда ему было более ста тридцати семи лет. А вот что говорится о Яакове, когда ему исполнилось сто сорок семь: «И увидел Исраэль сыновей Йосефа, и сказал: кто эти?» (Берешит, 48:8). Сказано «увидел», значит, мог видеть. А то, что через два стиха сказано: «И глаза Исраэля помутнели от старости: не мог он видеть» — имеется в виду, что он мог видеть силуэт человека, но черты лица ему было сложно распознать.


http://www.beerot.ru/?p=43796