Хаей Сара — Связь с праведниками приближает к Творцу

Дата: | Автор материала: Рав Шломо Левинштейн

482

Недельная глава Хаей Сара

Тора – это великий свет. Сегодня, увы, из-за наших грехов, далеко не каждый удостаивается ощутить этот свет и его тепло. Однако придет день, когда он озарит весь мир, и все узнают, что «сладок этот свет и хорош для глаз». Придет день, когда каждый захочет быть близким к великому свету святой Торы. Однако умный и прозорливый человек не будет ждать того дня, и уже сегодня постарается быть в тесной связи с Торой и учащими ее.

Рассказывал рав Реувен Карлинштейн.

В нашей главе говорится, что праотец Авраам пожелал купить поле с пещерой Махпела у Эфрона, чтобы похоронить Сару. Вначале Эфрон предложил ему поле бесплатно, однако, после того как Авраам настоял на оплате, Эфрон согласился принять ее, сказав: «Земля за четыреста шекелей серебра – что уж это между нами?» И далее сразу же – «Авраам отвесил Эфрону серебро».

Везде имя «Эфрон» написано с буквой вав (ו), а в последнем стихе – когда Авраам отдал ему деньги – оно написано без этой буквы.

Говорит мидраш («Берешит Раба», 58:15): «Сказанное в Мишлей (28:22): “Торопится к богатству человек с дурным глазом, и не узнает, как придет к нему нищета” — это об Эфроне, который внес дурной глаз в имущество Авраама, и “не знал, что приводит себе ущерб” — что Тора “отняла” у него букву вав».

Это непонятно – какое значение имеет для Эфрона, что из его имени Тора убрала букву вав? Еще пару сотен серебряных – и он бы отказался и от всех других букв…

Может быть, мы поймем, когда услышим следующую историю. После развала Советского Союза, когда с грохотом упал «железный занавес», рав Моше Соловейчик из Цюриха открыл в Москве знаменитую ныне ешиву «Торат Хаим» для местных жителей. В ешиву стекалось множество еврейских юношей, чья душа стремилась к Торе. Практически ни у кого из них не было знаний о еврействе, и конечно никакого религиозного и торанического образования. Однако, благодаря сильному желанию и выдающимся способностям, они смогли расти в Торе и Б-гобоязненности, и многие из них стали настоящими бней Тора и большими мудрецами Торы.

Был там один уже не очень молодой парень, который пришел в ешиву с подлинным желанием учить Тору и высокими стремлениями, однако, несмотря на все это, его усилия не приносили никакого результата. Прошло немало недель, а он оставался на том же месте, без всякого продвижения. Когда главы ешивы увидели, что ученик старается изо всех сил, до изнеможения, а результат – нулевой, они стали обсуждать, стоит ли ему вообще продолжать учебу. В итоге решили побеседовать с ним самим.

Когда парень услышал, что на повестке стоит вопрос продолжения его учебы, он разрыдался. Немного успокоившись, стал умолять: «Пожалуйста, оставьте меня в ешиве. Единственное мое желание – это быть в доме Творца, быть рядом с Торой и учащими его». А потом добавил: «Я расскажу вам кое-что из своего прошлого, и тогда вы поймете, что происходит в моей душе».

Мы помним, что в тяжкое время коммунистического террора жизнь в СССР сопровождалась постоянным страхом. Сотрудники КГБ (комитет государственной безопасности) постоянно искали «контрреволюционеров» и «противников государственного режима» – и находили. Тысячи невинных людей были брошены в тюрьмы или отправлены в лагеря. Люди боялись свободно разговаривать между собой, зная, что их в любой момент могут подслушать и обвинить в чем угодно.

«Однажды, — рассказал парень, — я сидел себе в кафе. Неожиданно рядом остановились три машины, и за несколько минут все посетители кафе были задержаны. Нас погрузили в машины и отвезли в тюрьму. Там я оказался вместе с другими заключенными, часть из которых – уголовные преступники. Я не имел ни малейшего понятия, за что меня арестовали.

Через несколько дней меня вызвали на допрос. Я был уже основательно измучен проведенным в тюрьме временем. Следователь, который сидел напротив меня, спросил резким тоном: “Что ты делал в кафе?” Я ответил, что всего лишь сидел и пил кофе – по-моему, за это не арестовывают… Однако следователь не поверил мне, и начал допрашивать меня с применением всех печально известных советских способов… Однако мне было нечего отвечать – ничего плохого я сам не делал, а что делали другие люди, которые сидели в том кафе, мне неизвестно. Тем не менее, следователь все равно не поверил мне и вернул меня в камеру.

Долгие недели я находился в заключении, в совершенно ужасных условиях. День шел за днем, и я просто сходил с ума: ладно, если бы я действительно в чем-то провинился! Но я знал, что нахожусь за решеткой совершенно неповинно, поэтому мне приходилось в десять раз хуже… Чем уж я так согрешил, что мне приходится сидеть в компании преступников и убийц?

Через несколько месяцев меня, по милости Небес, освободили. Но травма от того тяжкого времени сохранилась до сих пор…

Позднее я узнал, что там произошло. В том кафе сидели трое и в разговоре высказывали разные реплики против коммунистического режима. Один доносчик услышал их и поспешил вызвать КГБ. Однако кэгэбэшники не удовлетворились арестом троицы, а задержали всех, кто находился в тот момент в кафе. Почему? Очень просто: они считали, что каждый, кто сидел рядом с теми тремя — даже если случайно, – наверняка имеет с ними какую-то связь».

Главы ешивы внимательно слушали парня, но не могли понять, какое отношение это имеет к сути дела.

А тот продолжил: «Придет день, и народ Израиля удостоится Геулы – Избавления. Кто тогда окажется на почетном месте? Тот, кто вовремя наполнил себя Торой, тот, кто был близок к ней. Я тоже захочу быть среди знатоков Торы, но охранник на входе меня не пустит. Он устроит мне “экзамен” – задаст вопрос из одного трактата Талмуда, из другого – а я ничего не знаю. И тогда, за мгновение до того, как он меня прогонит, я скажу ему: “Ты знаешь, что в молодости я попал в советскую тюрьму и провел там несколько месяцев? А в чем меня обвиняли – в том, что я сидел недалеко от противников режима. В этом и заключался весь мой грех. Я сам не совершил ничего противозаконного, но само мое нахождение рядом с преступниками уже соединило меня с ними! Так и сейчас – я сам не удостоился учить Тору, но хотя бы сидел рядом с учащими ее, с мудрецами Торы! И это само по себе уже соединяет меня с ними”».

Конечно, после такого утверждения уже и речь не шла о том, чтобы выгнать его из ешивы…

Вернемся к Эфрону. Хеттиец Эфрон, этот грубый мужлан, получил уникальную возможность получить хоть какую-то связь с нашем праотцом Авраамом, праведником, на котором держался весь мир. Сара умерла, Авраам пожелал похоронить ее, и на долю Эфрона выпала заслуга подарить свой участок поля Аврааму. Если бы он сделал это – оказался бы связанным с Авраамом, а связь с праведником – это канал Свыше для всего добра, всех благ этого мира. Однако глупый Эфрон не выдержал искушения, и страсть к деньгам ослепила его. Как только Авраам предложил ему заплатить за поле – он сразу же согласился, да еще и заломил огромную сумму: «Что уж для нас с тобой четыреста шекелей серебра…» Этим действием он сразу же разорвал связь между собой и Авраамом. На это и намекает исчезнувшая из его имени буква вав – буква, символизирующая соединение, связь.

Своими руками он упустил соединение с главой поколения, и из «Эфрона с вав», стал «Эфроном без вав» – от слова эфер – земля. Он стал таким же никчемным и ничтожным, как прах земной.

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=88271