Бехукотай — Как снять с себя беду?

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

1070
благословлять на плохое

Пишет Рамбам (Законы постов, гл. 1, алаха 2-3), что, один из путей раскаяния — когда на человека обрушивается какая-то беда, понимать, что это произошло из-за его дурных поступков, как сказано у пророка Йермияу (5:25): «Ваши грехи изменили эти (установления) Мои, и ваши проступки лишили вас этого блага!»

Такой подход поможет человеку, кроме прочего, и снять с себя эту беду.

Однако, если он не пробудится, не воззовет к Всевышнему в мольбе, а скажет: «То, что со мной случилось – естественное событие, это произошло случайно», это – путь жестокости (жестокости, в первую очередь, по отношению к самому себе – прим. пер.), идя по которому, человек все больше погрязает в своих дурных деяниях, и к этой беде добавятся еще новые беды. Как сказано в нашей главе: «Если продолжите вести себя со Мной по случаю, то Я яростно поражу вас “по случаю”». То есть, Я пошлю вам беду, чтобы вы раскаялись.

А если вы скажете, что это случайность, я добавлю вам бед в силу этой случайности. А именно – кроме наказания за грех, придет наказание за мировоззрение, что беды приходят просто случайно.

В трактате Таанит (9а) рассказывается, что раби Йоханан услышал, как его племянник, маленький сын Рейш Лакиша, читает вслух стих из Мишлей (19:3): «Глупость человека искривит дорогу его, а на Б-га разъярится сердце его». Задумался раби Йоханан: как может быть стих в Писаниях, на который нет намека в самой Торе (Пятикнижии)? Ответил ему мальчик: «Как это нет намека в Торе? Ведь сказано (Берешит, 42:28; когда братьев Йосефа обвинили в шпионаже, Шимона посадили в тюрьму и приказали им привести Биньямина, и они нашли деньги в своих котомках): «Замерли их сердца, и они в страхе сказали друг другу: “Что же это такое сделал с нами Б-г?”»

На самом деле, здесь есть критика в их сторону. Есть известный комментарий на стих из Мегилат Рут (1:21): «Полной я ушла, и пустой вернул меня Всевышний». Мол, когда человек полон благословения Свыше, он говорит: я, я добился этого своей силой и мощью своей руки, своими талантами и своим трудолюбием. А когда он «пуст», когда он беден, когда ему тяжело, он не говорит, что это из-за его глупости, лени и т. п. Он говорит: «Вернул меня Всевышний» – «на Б-га разъярится его сердце», мол, «что же это такое сделал с нами Б-г?»

Однако, честно говоря, это тоже вполне высокий духовный уровень: человек не говорит, что все это случайность, что просто удача отвернулась от него, а знает, что «это Б-г сделал с нами», это «вернул меня Всевышний»!

Я слышал от рава Эльханана Вассермана: «Помню, что лет сорок назад я сидел в синагоге и учился, и туда зашел извозчик. Все знали, что у него умерла лошадь, и теперь ему нечем зарабатывать на хлеб. Что ж, бывает, и лошади не живут вечно. Извозчик подошел к арон а-кодешу, отодвинул занавесь и горько зарыдал: “Владыка мира, мне же надо жену и детей кормить, зачем Ты забрал у меня единственную лошадь, зачем Ты мне это сделал?!” Я знаю, есть, кто посмотрит на это критически, мол, следует принимать приговор Свыше с любовью, как сказано (Иов, 2:10): “Разве добро от Б-га мы примем, а зло – не примем?” Это верно. Но тот извозчик хотя бы знал, что это сделал Всевышний!»

А сегодня, если человек заболел – он идет к врачу, а если машина испортилась – идет чинить.

Кто спрашивает себя, зачем Всевышний сделал ему это?

Рассказывают (честно говоря, откуда эта история – не знаю), что ангел смерти пришел к Всевышнему с претензией. Мол, что за несправедливость: ведь он – ангел, точно такой же, как Михаэль, Гавриэль, Уриэль и Рефаэль. Так почему же ими восхищаются, люди называют их именами своих детей, а его упоминают с дрожью, боятся произнести его имя вслух. Не говоря уж о том, что никому не придет в голову назвать своего сына «ангел смерти». Почему же ему так не повезло? Сказал ему Всевышний: «Ну что Я могу поделать? Сделать, чтобы тебя любили и называли детей твоим именем – это нет. Но Я пойду тебе навстречу: больше никто тебя не будет упоминать, ни в положительном смысле, ни в отрицательном!»

С тех пор, говорят, его имя исчезло с наших уст. Отчего умер такой-то? А, от сердечного приступа. А этот отчего? От такой-то болезни. А тот? А, попал под машину. В крайнем случае, когда уже нечего сказать – говорят, что умер от старости. Только не из-за ангела смерти…

Давайте вспомним: когда у рава Уны скисли четыреста бочек вина и превратились в уксус, его друзья пришли к нему, чтобы побудить его задуматься, провести самоанализ. Когда он сделал это и нашел, в чем вел себя неправильно, уксус подорожал, и рав Уна продал его по цене вина.

Когда рав Папа пошатнулся и чуть не упал с лестницы, он провел самоанализ: почему чуть не получил наказание казнью скила, и нашел, что нужно исправить!

Когда к раби Зейре и Рабе неожиданно пришел гость, они спросили себя, на что его приход намекает им Свыше, и нашли (см. Моэд Катан, 17а и Ктубот, 67а)!

Бывает, конечно, что человек проводит такой анализ и приходит к ошибочному выводу.

Автор книги «Барух Таам» трудился над Торой днем и ночью, изо всех сил. Рабанит переживала за его здоровье, и уговаривала его хотя бы выпить стакан чаю под утро, после того, как он проучился с полуночи до утра. Однако он не соглашался пить до утренней молитвы, и только после нее, когда уже был в полном изнеможении, готов был на легкий завтрак.

У рава была замечательная дочь, и его сын, рав Йеошуа Эшль из Комарно, написал ему, что в городе Шаргород засиял великий свет: гениальный юноша, глубоко учащий Тору, Б-гобоязненный и обладающий чудесным душевными качествами, и стоит поспешить взять его в женихи. Рав пригласил его к себе, и когда потенциальный жених приехал, у рава в глазах потемнело: юноша хромал, одна его нога была парализована. Что сын натворил, зачем порекомендовал его! Тем не менее, юноша уже здесь, и рав решил хотя бы с ним поговорить на тему учебы. Через пару минут он полностью разделял восторги сына: какое мгновенное соображение, какие широкие знания, какая феноменальная память, какая глубина! Просто бриллиант, каких днем с огнем не сыскать! Вне сомнения, он будет одним из величайших мудрецов поколения. Сын оказался прав, счастлива женщина, которая удостоится стать его женой!

Он рассказал обо всем жене и дочери. Дочь согласилась. А рабанит воспротивилась: за что дочери такое – выйти замуж за хромого!

Рав, как обычно, встал в полночь и начал учиться. Рабанит пришла и стала высказывать свое мнение. Рав высказал свое, и она не приняла его. Атмосфера накалилась. Как обычно, рабанит предложила раву стакан чаю. Он, не желая начинать еще один спор, который только усилит напряжение, согласился.

Рабанит пошла на кухню, вскипятила чайник, налила стакан чаю. Когда несла его в столовую – поскользнулась и упала. Стакан разбился, рабанит сломала ногу, и вдобавок обожглась горячим чаем. Рав поспешил поднять ее с одной стороны, дочь – с другой. Рабанит встала со стоном, нога болела невыносимо. Но она сказала, что принимает приговор с любовью: это знак Свыше, что не нужно было уговаривать мужа пить чай до молитвы!

Вместо того, чтобы понять истинный намек Свыше: физический недостаток никак не уменьшает личность человека, и Свыше недовольны тем, что она не соглашается взять того юношу в женихи.

Тем не менее, в конце концов, сватовство состоялось, и рабанит удостоилась великого зятя – раби Хаима из Цанза, автора «Диврей Хаим».

И действительно, она получила его заслуженно: потому, что хотя бы понимала – Свыше на что-то намекают!

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=87477