Недельная глава Бехукотай
«Говори сынам Израиля и скажи им: Когда кто-либо изречет обет по оценке душ Гсподу, То будет оценка мужчины от двадцати лет и до шестидесяти лет, и будет оценка – пятьдесят шекелей серебряных по шекелю священному. А если женщина это, то будет оценка в тридцать шекелей. А если от пяти лет и до двадцати лет, то будет оценка мужчины в двадцать шекелей, а для женщины десять шекелей» (Ваикра, 27:2-5).
В этих стихах написаны законы оценки. Тора учит нас, что человек может сказать: «оценка такого-то на мне», то есть «сумму денег, равную оценке этого человека, я обязуюсь принести в Храм». Когда человек обещает такое, это значит, что он должен принести в Храм определенную сумму денег, соответствующую оценке Торы. Тора уточняет, что нет разницы между значимостью людей для их оценки. Важен только возраст: от месяца до 5 лет – его оценка 5 шекелей, от 5 до 20 лет – 20 шекелей, от 20 до 60 лет – 50 шекелей, от 60 и старше – 15 шекелей. Получаются четыре ступени в оценке человека. Нужно разъяснение: почему именно 4 ступени?
Следует сказать, что в этих словах Тора намекнула нам на некие этические аспекты, чтобы мы не утруждались тщетой этого мира. Все наши занятия в этом мире направлены лишь на то, что связано с Будущим миром. Эти вещи можно выучить из четырех следующих ступеней.
В книге «Олелот Эфраим» (статьи 18-21) автор подробно объясняет обязанность каждого благодарить Творца за бедствия так же, как и за радостные события (см. Брахот, 54а). Вкратце: мы должны твердо уяснить себе, что все дается нам Всевышним, а от Него не может исходить зло, и когда мы поймем, что этот мир преходящий, что настоящую награду мы получим в Будущем мире, мы не будем больше жаловаться на трудности в этом мире. И дальше автор приводит, что наши мудрецы сравнили этот мир с четырьмя вещами.
Первая. Этот мир похож на прихожую перед большим залом. Как сказали наши мудрецы в трактате Авот (4:16): «Раби Яаков говорит: этот мир похож на прихожую перед входом в будущий мир. Подготовь себя в прихожей, чтобы войти в зал» Представим себе, пишет «Олелот Эфраим», что некий человек приходит на аудиенцию у царя со своей просьбой. Он стоит во дворе перед входом во дворец и ждет своей очереди среди многих других. Очередь продвигается медленно, каждые несколько минут проходит следующий. Перед дворцом очень шумно, люди уже давно ожидают аудиенции. Этот человек был важнее всех остальных и стал требовать к себе особого отношения: потребовал стул, что-нибудь перекусить и выпить прохладительного. Ясно, что его требования не будут удовлетворены, поскольку царь угощает своих гостей внутри, во дворце. Во дворе не место для приема гостей, сколь бы важными они ни были. Единственное, что можно сделать во дворе – стоя в очереди, потихоньку приближаться ко входу во дворец. Так же и этот мир – лишь двор перед дворцом, здесь никого не угощают, вся наша задача – продвигаться вперед, пока не придет наше время получить отдых и награду – в Будущем мире.
Вторая. Этот мир похож на лето, когда нужно приготовить все необходимое на зиму. Написано в Мишлей (6:6): «Посмотри на муравья, лентяй… как он заготавливает себе еду с лета». Человек в этом мире подобен работнику, который все лето трудился, чтобы получить награду с завершением работ, осенью. И как работник не будет требовать плату до завершения работы, так и человек не может требовать награду в этом мире, пока не закончится срок его работы. И так же, как работник не ощущает тягот своего труда, думая о будущей плате, так и человек в этом мире не должен жаловаться на свое служение Творцу, но должен терпеливо ждать, когда получит свою награду.
Третья. Мир похож на ярмарку. Написано в Коэлет (12:4-5): «И закрылись двери на ярмарку… ибо уходит человек в вечный дом свой, а плакальщики кружат на базаре». На ярмарке шумно, суета, теснота. Но поскольку человек знает, что находится на ярмарке временно, что пришел сюда лишь на время – купить все, что нужно, то не жалуется на такие условия. Кроме того, через несколько дней ярмарка закроется, и не будет другой возможности купить. Так же и этот преходящий мир. Если человек не поспешит приобрести Тору и добрые дела, будет только отдыхать, то ярмарка закроется, а он останется ни с чем.
Четвертая. Притча автора книги «Акеда». Некоего человека послали в другую страну шпионом. Ему дали сумму денег, которой должно было хватить на проживание там. Приехав на место, разведчик понял, что страна эта богатая, и что, занимаясь торговлей, тут можно преуспеть. Он забросил свое задание, открыл на имевшуюся у него сумму собственное дело и добился успеха. Со временем, однако, он разорился и был вынужден вернуться в свою страну почти нищим. Поскольку он вернулся без нужных сведений, то был наказан за пренебрежение своим заданием и посажен в тюрьму.
Каждый человек, приходящий в этот мир, словно разведчик из другой страны. Он должен собрать как можно больше выполненных заповедей и вернуться обратно – в мир душ. Но многие поступают, как шпион из притчи: забывают, зачем пришли сюда, занимаются материальными вещами, а возвращение их будет похоже на его возвращение.
Сказал царь Шломо, мудрейший из людей (Мишлей, 22:21): «Поведать тебе истину, правдивые слова, чтобы ты мог донести правду пославшим тебя». Ты занимаешься истинными и правдивыми словами Торы как посланник. Твоя задача – выполнить возложенную на тебя миссию. Когда человек поймет, что его пребывание в этом мире подобно ночлегу путника на постоялом дворе, и в итоге он вернется к Пославшему его, то будет ему из этого великая польза. Он не будет чересчур беспокоиться из-за тягот жизни, и ему будет несложно стерпеть обиды.
Теперь становится понятным, почему Тора поделила оценку человека на четыре возрастные ступени: поскольку мир подобен четырем разным примерам, то же можно отнести и к человеку – тому, кто ждет во дворе дворца, работнику в середине лета, торговцу в ярморочный день и разведчику из чужих земель.
Перевод З. Скаржинская