Недельная глава Шмини — На что намекают признаки кашерности у животных?

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

1744

«Но такого не ешьте из жующих жвачку и имеющих копыто: верблюда… и шафана… и зайца… и свинью…» (Ваикра, 11:4-6)

Тора разрешает употреблять в пищу только животных, у которых есть два признака кашерности: внешний – имеющих копыта, и внутренний – жующие жвачку. Как видно из стихов, есть четыре животных, у которых есть всего лишь один признак кашерности (верблюд, шафан и заяц жуют жвачку, но у них нет копыт, а свинья имеет копыта, но не жует жвачку). В мидраше (Ваикра Раба, 13:5) приводится, что эти четыре животных намекают на четыре царства, которые правили миром, и среди которых евреи находились в изгнании.

Виленский Гаон пишет в комментарии к Мегилат Эстер (1:6), что недостаток во внешнем признаке намекает на грехи в поступках, а внутренний недостаток намекает на проблему в уповании на Творца. По словам Виленского Гаона, у евреев, которые жили во время первых трех изгнаний были «внешние грехи», но в их сердцах было упование на Г-спода, поэтому они были изгнаны среди народов, на которые намекают животные, у которых проблема во внешних признаках. Основной недостаток евреев, которые жили во время перед последним изгнанием, был в вере и уповании, поэтому они были изгнаны римлянами и живут среди их потомков, на которых намекает свинья, имеющая копыта, но не жующая жвачку.

Этим Виленский Гаон объясняет слова Талмуда в трактате Йома (9б): «Лучше ноготь первых (поколений), чем живот последних (поколений)». Под словом «ноготь», пишет Виленский Гаон, наши мудрецы имеют в виду внешний признак кашерности, а под словом «живот» наши мудрецы имеют в виду внутренний признак кашерности. Соответственно, наши мудрецы говорят нам, что «внешний» недостаток первых поколений лучше, чем «внутренний» недостаток последних.

Рав Шмуэль Мельцан в книге «Эмуна ве-Ашгаха» приводит в пример физические болезни, чтобы объяснить, почему недостаток в уповании хуже, нежели недостатка в поступках. Подобно тому, как болезнь внутренних органов тяжелее обнаружить и лечить, чем внешний порок, недостаток в уповании также тяжело распознать и исправить.

По этой причине сказали наши мудрецы: «первые (поколения), грех которых был явным, и конец их изгнания был предопределен (через семьдесят лет после изгнания был построен Храм), последние (поколения), грех которых не был явным, и конец их изгнания – неизвестен (до сих пор не построен Храм)».

Важно подчеркнуть, что первые поколения грешили по причине сильного йецер ара (как сказано в трактатах Йома и Санедрин; йецер ара у первых поколений был неизмеримо больше, чем у последних поколений). Однако тот, кто нарушает запреты и утверждает, что его сердце наполнено верой в Торца, несомненно, кривит душой, ведь если бы его вера была сильна, он бы осознавал, что за каждый грех он будет нести ответственность перед Царем Царей, и остерегался бы этого.


http://www.beerot.ru/?p=12926