Число двадцать четыре — Афтара главы Эмор

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

4376

В афтаре недельной главы Эмор читается отрывок из книги пророка Йехезкеля (44:15-31).

В первой мишне трактата Тамид говорится о двадцати четырех местах в Храме, которые требовали охраны. Три места охраняли коэны, и двадцать одно – левиты.

Там же, на листе 27а, приводятся слова раби Йеошуа бен Леви, что в двадцати четырех местах в Торе, Пророках и Писаниях коэны зовутся также и левитами. И один из таких стихов находится в нашей афтаре: «Но коэны-левиты, сыны Цадока, которые блюли охрану Моего Святилища <в то время>, когда заблудились <сыны> Израиля, <уйдя> от Меня, – <только> они приблизятся ко Мне, чтобы нести <службу> Мою, и встанут предо Мной, чтобы приносить мне <в жертву> жир и кровь, – слово Г-спода». Конечно же, цифра «двадцать четыре» не является случайной, и требуется понять, что она означает, и почему коэны-левиты должны были охранять двадцать четыре места в Храме.

В книге великого мудреца и каббалиста Натана Неты Шапиро «Мегале Амукот» приводится отрывок из книги «Зоар», в котором рассказывается, что Творец, после того как создал Хаву, украсил ее двадцатью четырьмя украшениями невесты. Намек на это содержится в книге пророка Йешаяу (3:18-24). Когда же змей соблазнил Хаву, все те украшения невесты превратились в двадцать четыре вида скверны, которую несли в себе потомки Хавы. Однако во время Синайского Откровения, когда народ Израиля получил Тору, вся эта нечистота змея ушла от нас.

Сказано у пророка Ошеа (6:7): «А те – преступили завет, как будто человеком <он дан>, там же изменили Мне…». О какой измене говорит стих, какой завет был нарушен? В книге «Нефеш а-Хаим» (1:6; примечание сына автора) поясняется, что после очищения на горе Синай евреи находились в том состоянии лишь до греха золотого тельца. И когда пришел Сатан и запутал их, принудив сделать золотого тельца, тогда вновь вернулась та нечистота, которой змей когда-то осквернил Хаву. И неспроста сказано, что Сатан пришел, потому что он пришел извне – в точности как это сделал змей. И точно так же, как и тогда, все двадцать четыре вида скверны вновь стали частью евреев, о чем и говорит пророк Ошеа: «А те – преступили завет, … там же изменили Мне…».

После греха золотого тельца произошло еще одно изменение. За то, что первенцы служили идолам, Всевышний отнял у них право на служение в Святилище и передал эту привилегию левитам – единственным, кто в грехе не участвовал. Об этом говорится в Торе: «Я ведь взял Левитов из среды сынов Израиля вместо всех первенцев, разверзающих чрево, из сынов Израиля, дабы Левиты были Моими; Ибо всякий первенец – Мой; в день избиения Мною всякого первенца в земле Египетской посвятил Я Себе всякого первенца в Израиле, от человека до скота: они должны быть Моими, Я – Г-сподь» (Бемидбар, 3:12,13).

Когда Корах со своими приспешниками попытался поднять бунт против Аарона, оспаривая его первосвященство, Всевышний в знак союза наградил потомков Аарона двадцатью четырьмя подарками: «И Г-сподь говорил Аарону: вот, Я передал тебе наблюдение за возношениями Мне, за всем, что посвящается сынами Израиля; тебе Я дал их в назначенную долю и сынам твоим уставом вечным» (Бемидбар, 18:8). В этой же недельной главе (Корах) перечислены не только подарки, положенные священникам, но и двенадцать увечий, делающих коэна непригодным для служения, а также двенадцать увечий у животных, делающих их непригодными для жертвоприношения. Великий мудрец и каббалист рав Йешая а-Леви Гурвиц («Шла а-Кадош») поясняет, что и здесь общее число увечий у коэнов и животных не случайно, потому что в сумме они составляют двадцать четыре, что соответствует двадцати четырем видам скверны, распространенной по всему миру после греха со змеем.

Говорится в книге «Смихут Хахамим» (автор – рав Нафтали Кац) на трактат Мидот, что многие мудрецы Торы задавались вопросом: зачем нужно было охранять Храм в двадцати четырех местах? И отвечает: поскольку из Храма распространялось благословение на весь мир, что включает в себя и распространение защиты от двадцати четырех видов скверны змея, была необходимость в том, чтобы существовала охрана Храма в двадцати четырех местах.

И в завершение, к разъяснениям о том, что несет в себе удивительное число двадцать четыре, было бы правильно привести комментарий Раши к стиху: «И дал Он Моше, по окончании (כְּכַלֹּתוֹ) разговора с ним на горе Синай, две Скрижали Откровения, скрижали каменные, написанные перстом Б-жьим» (Шмот, 31:18). Говорит Раши: «Написание ке-халото неполное (без «вав» после «ламед»), указывает на то, что Тора была вручена ему в качестве дара, как невеста (кала) жениху, ведь иначе он не мог бы изучить ее всю в столь короткий срок. Другое объяснение: как у невесты есть двадцать четыре украшения, о которых говорится в книге Йешаяу (3:18-24), так и знаток Торы должен быть сведущ в двадцати четырех книгах Священного Писания (Пятикнижие – 5, Пророки – 8, Писания – 11)». А автор «Мегале Амукот» добавляет, что мудрецы установили именно двадцать четыре книги в своде ТаНаХа, чтобы изучающие его исправляли этим двадцать четыре вида духовной нечистоты.


http://www.beerot.ru/?p=14024