Глава Аазину — Вернуть бриллиант в корону Царя

Дата: | Автор материала: Рав Ш. М. Валлах

213
корону царя
Великий рав Шимон Исраэль Позен, главный раввин города Шопрон (Венгрия) и глава ешивы в этом городе, приводит притчу:

Одному из придворных слуг дали указание начистить царскую корону и довести ее до блеска, чтобы ни одна пылинка не омрачала ее сияние. Слуга начал старательно чистить золотую корону, украшенную множеством драгоценных камней, и восхищался их красотой и сверканием. Он знал, что каждый камень в короне – совершенен и бесценен. В какой-то момент дурное начало одолело его, он вытащил один камень из короны и спрятал в карман.

Чего он не знал – это того, что царь из окна наблюдал за его действиями.

Слуга закончил работу, положил корону на бархатную подушку, и вышел из зала. Вошел царь, надел корону, и пустое место камня зияло, как открытая рана. Царь велел позвать министра, ответственного за придворных слуг. Тот вошел, и задрожал, увидев корону царя. Царь же сказал ему: «Такой-то слуга чистил мою корону. Я очень доволен его работой, корона сияет, как солнце. Скажи ему это, и позови сюда. Я желаю, чтобы именно он занялся чисткой люстры здесь, в зале».

Министр выполнил приказ: рассказал удивленному слуге, что царь очень ценит его работу по чистке короны, и выбрал его чистить люстру в тронном зале царя, когда сам царь будет сидеть на троне. Нет большего почета для слуги царя!

Слуга услышал это, обрадовался… и испугался.

Он был рад, что царь доволен его работой. Но опасался – вдруг кража обнаружилась? Вдруг подозрение пало на него, и это приглашение – на самом деле ловушка? С бьющимся сердцем поднялся он в тронный зал. Царь улыбнулся ему, стал расспрашивать, как его дела, и все это время дырка в короне будто молча обвиняла его. Царь поблагодарил слугу за то, как тщательно он вычистил корону, и рассказал, что видел из окна, как тот энергично чистил каждую щелочку. Он думает дать слуге более высокую должность и поднять ему зарплату.

Слуга взволновался: если царь видел – он видел все, и вот, он делает вид, что ничего не знает, и, более того, желает ему только добра. Как он может ответить злом на добро, как может увидеть испорченную корону, когда драгоценный камень жжет ему карман?

Разрыдался слуга горькими слезами, и исповедовался о своем грехе: вот, царь так благодетельствует ему, а он – согрешил, предал доверие царя, украл камень из короны…

Царь успокоил его: «Да, сынок, я все знал, я все видел. Но я знаю, что ты сделал это не нарочно. Ты – преданный слуга, только твое дурное начало одолело тебя. Я прощаю тебя!»

Но слуге недостаточно было прощения. Как он может быть спокоен, когда корона царя не цельна, и камень – не на месте!

Сказал ему царь: «Поднимись по ступеням к трону, и поставь камень на место!» Слуга поднялся по ступеням, царь наклонил голову, и слуга вставил камень на его место. Теперь корона царя безупречна!

Ну, а смысл этой притчи таков: человек – это слуга Царя. Все его предназначение – служить Царю всех царей, Всевышнему, благословен Он. И действительно он старается, чистит корону Царя – ведь даже о преступниках из народа Израиля сказано, что они полны заповедей, как гранат – зернышек. Но время от времени дурное начало одолевает их, и они совершают грех. Крадут драгоценный камень из короны.

И каждый день голос Свыше призывает их: «До каких пор, глупцы, вы будете любить глупость?» (Мишлей, 1) А также: «Вернитесь, непослушные дети, Я излечу вас от вашего непослушания!» (Ирмияу, 3).

Святой Царь зовет своих любимых детей вернуться к Нему – сделать тшуву, и в силу этого голоса в сердцах евреев пробуждаются мысли о раскаянии.

Но человек плачет и горюет: как же мне сделать тшуву, если в царской короне до сих пор не хватает драгоценного камня, который я потерял из-за своего греха! И тогда Всевышний как бы поднимает раскаявшегося грешника на такую высоту, где даже абсолютные праведники не могут находиться, и грехи превращаются у него в заслуги, чтобы Царская корона стала снова цельной и сияющей, как прежде.

Об этом и сказано в нашей главе: «Как орел охраняет свое гнездо, парит над своими птенцами» – если человек чувствует, что в нем просыпаются мысли о тшуве, он должен твердо знать, что они приходят из-за того, что Всевышний в Своем великом милосердии зовет его и старается пробудить его вернуться к Нему.

Если же человек горюет и плачет, как, мол, сможет вернуться, если он так сильно все испортил, то: «Он простер крыла, подхватил» – человек должен знать, что Всевышний Сам поднимет его на высочайший уровень и «понес на крыльях Своих». Комментирует книга «Зоар», что речь идет как бы о крыльях Святой Шехины. Сам Всевышний поможет человеку исправить все, что тот испортил!

Перевод: г-жа Лея Шухман

http://www.beerot.ru/?p=47916

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here