Афтара главы Ваелех — Совет «среднему»: только тшува!

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

1136
ваелех

«Вернись, Израиль к Г-споду, Б-гу твоему» (из афтары главы Ваелех).

Сказано в Гемаре (Рош а-Шана, 16б): «Три книги открываются в Рош а-Шана: одна – для абсолютных праведников, другая – для абсолютных злодеев, и третья – для средних. Абсолютным праведникам сразу же записывается приговор и ставится печать – на жизнь, абсолютным злодеям сразу же записывается приговор и ставится печать – на смерть, а средние остаются в “подвешенном” состоянии с Рош а-Шана до Йом Кипура. Если удостоятся – их записывают на жизнь, не удостоятся – записывают на смерть».

Люди спрашивают: почему это «среднему» нужно делать тшуву? Разве не достаточно, чтобы он выполнил одну заповедь, и тогда чаша заслуг перевесит, и он перестанет быть «средним», а превратится в праведника?

Но ведь очевидно, что человек определяется как праведник, злодей или «средний» не только по количеству заповедей или грехов. Допустим, если ему попадется заповедь, и он исполнит ее, то превратится в праведника, а если количество грехов будет больше, – то он будет грешником. Очевидно, что праведник и злодей – это не случайные вещи, а уровни в святости и праведности, так что, само собой разумеется, не может быть, что злодею или «среднему» по сути своей человеку вдруг «случайно» попадется какая-то легкая заповедь, выполнив которую, он тут же превратится в праведника.

И даже если вес заповедей и грехов одинаков, и, казалось бы, одна заповедь может перевесить чашу, но уже сказали наши мудрецы: «Дурное начало человека одолевает его каждый день и желает умертвить его, как сказано: “Смотрит злодей на праведника и желает убить его”, и если бы Всевышний не помогал – не мог бы человек справиться с ним, как сказано: “Всевышний не оставит его (человека) в его (дурного начала) руках”». Ведь на самом деле без помощи Свыше человек никак не может сам исполнять заповеди и остерегаться грехов.

Поэтому нетрудно понять, почему «среднему» не поможет выполнить одну заповедь, чтобы стать праведником: у него не будет помощи Свыше в исполнении заповедей, и он не сможет стать праведником, если он не является им на самом деле. Тем более – для злодея, который злодей по своей сути, не сможет вдруг реальность измениться посредством одного легкого поступка. Ведь Всевышний управляет миром и помогает, судя человека, насколько ему полагается эта помощь, так что получается, что тот, кто в реальности злодей, никогда не сможет выполнить заповедей больше, чем ему положено.

Так что единственный совет «среднему» – это сделать тшуву, раскаяться и, таким образом, превратиться в праведника. Так он сможет быть записан на жизнь в Книгу праведников.


http://www.beerot.ru/?p=43229