Глава Ваэтханан — Сокровищница незаслуженного дара

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

1165
сокровищница - ваэтханан

«И стал я умолять (וָאֶתְחַנַּ֖ן) Всевышнего» (Дварим, 3:23).

Ваэтханан – от слова леитханен, умолять. В «Шульхан Арухе» (98:3) сказано: «Следует молиться, умоляя Всевышнего, как нищий, стоящий на пороге дома (богача), а также не торопясь, чтобы это не выглядело, как груз, от которого человек хочет избавиться». Сказано в «Мишне Бруре»: «”Как груз” означает, что даже если человек говорит с мольбой, но не обдумывает, что сказать (как это делает человек, который пришел к царю просить необходимое ему), а молится по обязанности, это неправильно. [Т.е. его груз – это обязанность молиться, и смысл его молитвы – выполнить эту обязанность. Прим.ред.]»

Хинун (мольба) – это одна из форм молитвы, как мы учим из строки: «И стал я умолять Всевышнего». Наши мудрецы (см. Раши, Дварим, 3:23) разъяснили, что слово хинун происходит от слова хинам (бесплатно), то есть Моше просил у Всевышнего дар, который он никак не заслужил. Это означает, что следует просить у Всевышнего все, что нам нужно, из самой огромной сокровищницы, подобной которой нет: из сокровищницы ничем не заслуженных даров.

Поскольку хинун (мольба) является одной из форм молитвы, понятно, что это не только просьба к Всевышнему даровать нам то, что нам не полагается по закону (т. е. на что мы не можем претендовать), но и особое самоощущение во время молитвы: мне не полагается ничего, я прошу дар, который я не заслужил.  Тем самым эта форма выделяется в отдельный вид молитвы. Его основой является понимание, что наша просьба – получить (желаемое) по-настоящему бесплатно, и мы ясно осознаем (причем не только разумом, но и чувствуем это), что нам не на что претендовать. Честно говоря, очень трудно привести такой пример из отношений между людьми, ведь когда нищий просит у богатого подаяние, это на самом деле вовсе не просьба о незаслуженном даре. Ведь по закону богатый обязан пожалеть бедного: как потому, что Тора обязывает его сделать это, так и потому, что все души людей объединены одна с другой, и один несет ответственность за другого – дать ему то, что ему нужно, чтобы жить. И закон таков, что если человек не желает дать цдаку, забирают в залог что-то из его имущества, пока он не даст.

Б-жественное Провидение устраивает так, что богач на самом деле в долгу у бедного, так как деньги, которые у него есть, на самом деле даны Всевышним ему в руки, чтобы обеспечить всем необходимым бедняка, как приводится в наших книгах. Доказательством этому служит факт, который мы видим своими глазами: когда богатый дает бедному подаяние, тот ощущает благодарность от всего сердца, но, когда богач не дает – бедняк чувствует возмущение и ощущает в сердце, как будто богач обобрал его. Это правда: он действительно обобрал бедняка. И хотя бедный не осознает это разумом, «если он не знает – его душа знает», на глубоком уровне так дело и обстоит: «Мое серебро, и Мое – золото, — сказал Всевышний», а человек – лишь казначей, который обязан выполнять миссию, предназначенную ему Торой. Он даже получает открытое указание Свыше: это те самые ощущения жалости и милосердия, которые Всевышний заложил в нас, сообщая нам тем самым Свою волю. По этой причине очень трудно найти пример бескорыстного дара, и на самом деле, если бы мы даже нашли ситуацию, в которой уместно выразить такую просьбу, – кто может осмелиться попросить то, на что у него действительно нет никакого права?

Может быть, попробуем все же привести одну известную притчу, которая даст нам некое представление об этом. Жил-был один человек, отец которого был чрезвычайно добр к нему, осыпал его богатством и прочими благами, всю жизнь охранял его, чтобы с ним ничего плохого не случилось, и т. д. Однажды произошел страшный случай: сын сильно поссорился с отцом и вышел из себя настолько, что убил отца. И вот, он стоит перед судьей и осознает, какое ужасное преступление он совершил, но все-таки, понимая, что он в беде, что сейчас его строго накажут за тяжелый грех убийства, он просит судью смилостивиться над ним, отменить наказание и отпустить его по той причине, что он… сирота! Какой стыд! Какой позор! Кто сделал тебя сиротой? Есть ли у тебя хоть капля права просить о милости?!

Эта притча очень точна по отношению ко всем видам просьб, с которыми мы обращаемся ко Всевышнему, – достаток, жизнь, здоровье и другие необходимые нам вещи. Ведь кто не дает нам эти блага? Всевышний, со Своей стороны, всегда желает и стремится дать нам добро и благословение в неограниченном количестве, и лишь наши поступки портят и разрушают весь мир и нас самих. Поэтому какое право у нас есть просить о милости? Или если человек находится в страшной опасности и просит у Всевышнего милосердия, чтобы Тот спас его, — кто довел его до такого состояния, что ему придется получать наказания и страдания с Небес? Ведь Тора предостерегает нас выполнять заповеди, как положено, и три раза в день (в «Шма, Исраэль», включая чтение его перед сном) Всевышний предупреждает нас: «Берегитесь, чтобы ваше сердце не соблазнило вас». И все предостережения Торы, написанные там, сообщают нам, что произойдет, если мы не будем соблюдать ее в любви и трепете. А что уж говорить о дополнительных предостережениях и увещеваниях посланников Милосердного, наших мудрецов первых и последних поколений, которые, как один, постоянно взывают к нам громогласно: берегите себя, остерегайтесь, чтобы не оставить путь Торы! Не делайте так-то и так-то, иначе произойдет то-то и то-то. А мы не слушаем их, и не бережем себя, и, в конце концов, когда к нам приходят беды, о которых нас предупреждали, как можно осмелиться поднять голову и просить Всевышнего о милости?

А если уж просить – то только ощущая и осознавая, что милосердие Творца бесконечно, и мы не предъявляем никаких претензий и никаких требований, ни по закону, ни с учетом «смягчающих обстоятельств». Мы просим абсолютно без причины. Это и есть то самое чувство и форма молитвы, приходящей в полном смирении и покорности: только лишь в надежде на бесконечное милосердие, без малейших заслуг или прав на что-либо, – совершенно «ни за что».

Комментаторы Торы приводят такой мидраш: когда Моше поднялся на Небо, Всевышний показал ему сокровищницу. Моше спросил: «Владыка мира, для кого это?» Ответил Всевышний: «Это для трудящихся над Торой». Показал ему Всевышний другую сокровищницу, Моше спросил: «Для кого это?» Ответил Всевышний: «Для тех, кто делает добрые дела, помогает другим людям». И так Всевышний показал ему множество разных сокровищниц, объясняя, что для кого предназначено. В конце Всевышний показал ему сокровищницу, у которой просто не было границ. Когда Моше спросил, для кого она предназначена, Творец ответил: «Это – незаслуженные дары!» Когда попросил Моше в заслугу Торы, и ему не дали, тогда он сказал: «Я не прошу ничего, кроме самого великого сокровища!», как сказано: «И стал я умолять…» (имеется в виду мольба о бескорыстном даре). Сказал Всевышний: «Не зря говорят, что лучше впустить в дом змею, чем человека, обладающего глазами!»

Нужно понять, почему сокровищница незаслуженного дара больше любой другой сокровищницы? Дело в том, что любое другое богатство ограничено размером заслуги, необходимой, чтобы получить его. Например, сокровищница, предназначенная для трудящихся над изучением Торы: каждый, кто учил Тору, получит богатства из нее в количестве, соответствующем его уровню труда над Торой. Получается, что хотя он удостоится огромного богатства, в любом случае, поскольку ему отмеряют столько, сколько он трудился, – это количество будет ограниченным. Но из сокровищницы бескорыстного дара, поскольку человек получает не по заслугам, а бесплатно, – со стороны получателя нет никакого ограничения. Точно так же и в нашем мире: когда человек дает другу подарок, что определяет размер и качество подарка? Степень доброты и возможностей дающего. То есть чем богаче и добрее дающий, тем больше и ценнее его подарок. Само собой, очевидно, что у сокровищницы незаслуженного дара, принадлежащей Творцу, чьи возможности и доброта бесконечны – нет никаких границ.

Прекрасен удел того, кто приступает к молитве перед Творцом трижды в день не только из обязанности выполнить установленный мудрецами порядок, по привычке, а чтобы умолять Всевышнего помочь ему во всем, чего ему не хватает, как нищий, стоящий у порога и просящий ничем не заслуженный дар, не полагающийся ни на свои дела, ни на свои заповеди или заслуги, – а только на доброту и милосердие Всевышнего. Такая молитва, несомненно, всегда будет принята с желанием и любовью, чтобы открыть человеку сокровища добра и благословения.


http://www.beerot.ru/?p=42728