Ки Таво — Служение в радости — Настоящее испытание

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Куперман

2078

В недельной главе Ки Таво написано: «За то, что не служил ты Г-споду, Б-гу твоему, в радости и с сердечным расположением при изобилии всего» (Дварим 28:47).

Нет нужды лишний раз упоминать о том, как важно служить Всевышнему в радости, ведь главная причина всех страшных проклятий, описанных в нашей недельной главе, заключается в том, что евреи не служат Творцу с радостью.

Понятно, что человек, в принципе забывший, каково это – делать что-то с радостью, служить своему Б-гу в радости не очень-то способен.

Попытаемся разобраться в этом. Есть люди, которые жизнерадостны от природы. Таким людям, однако, тоже следует умножать свою радость, ведь того, кто с рождения обладает каким-либо хорошим качеством, но не развивает его дальше, нельзя считать служащим Б-гу, поскольку он делает лишь то, к чему и так располагает его натура. А некоторые люди не чувствительны, и потому понятия радости и печали не столь релевантны по отношению к ним. Но встречаются люди, для которых обрести радость – настоящее испытание. Им тяжело достичь ее, и именно для них написана эта статья. Есть и такие, которые, невзирая на любую работу над собой, остаются в глубокой депрессии из-за душевной болезни. Таким людям следует обратиться к специалистам.

Необходимо бежать от печали. Нет никакой нужды говорить о том, что жизнь человека, пребывающего в депрессии, – это не жизнь. И даже если он будет вкушать лучшие яства этого мира и предаваться разнообразным наслаждениям, то, подобно мертвому, не ощутит от всего этого ни удовольствия, ни радости. Таким образом, человек должен бороться, чтобы уйти от печали, ведь это война за саму его жизнь!

Что касается духовной сферы, то поступки такого человека почти невозможно назвать служением Б-гу. Тора свидетельствует о том, что все проклятия книги Дварим придут из-за недостатка радости в служении Б-гу: «За то, что не служил ты Г-споду, Б-гу твоему, с радостью». По-видимому, служение Б-гу без радости вообще не считается служением – иначе с чего вдруг Творцу так сильно гневаться из-за этого аспекта?

Все это справедливо в отношении того, кто выполняет заповеди, не испытывая при этом никакой радости, просто «плывет по течению». Однако если, несмотря на свою печаль, человек старается служить вопреки своей натуре, а тем более – если, вопреки своей апатии, он старается служить Б-гу с воодушевлением, это означает, что он служит с настоящим самопожертвованием. Я слышал от своего учителя, что так же, как наши мудрецы толковали заповедь Торы любить Б-га «всей душой твоей» (Дварим, 6:5), как повеление служить Ему, даже если Он забирает твою душу (жизнь), точно так же следует понимать и слова «всем сердцем твоим» (там же) – даже, если Творец забирает твое сердце, и совсем не остается душевных сил, – ты все равно обязан служить Ему. При этом, понятно, что предпочтительнее служить Всевышнему с радостью без каких бы то ни было тяжелых испытаний.

Про людей, служащих Творцу без радости, говорится так: «Высохший лулав непригоден для исполнения заповеди» (Сукка, 1:3). Иерусалимский Талмуд основывает данное положение на словах стиха из книги Теилим (115:17): «Не умершие хвалить будут Г-спода».

Аризаль однажды поведал, что причина того, что он достиг высочайшего уровня постижения в Торе заключается в той большой радости, с которой он исполнял каждую заповедь.

Хида пишет в своей книге «Рош Давид», что все благословения, которых мы удостаиваемся в этом мире за исполнение заповедей, приходят к нам только по причине радости, которую мы ощущали при их выполнении. В том же заключатся и причина того, что в будущем, когда Святой, благословен Он, будет воздавать нам награду, мы не устыдимся.

Слышал я от своего праведного учителя, рава Гедальи Айзмана, что если, размышляя о раскаянии, человек доходит до печали, то каждым таким размышлением он нарушает заповедь: «И не будете следовать сердцу вашему» (Бемидбар, 15:39).

Слышал я также от своего учителя, что рав Симха Зисл (Саба из Кельма) принимал на себя в Йом Кипур обязательство всегда помнить том, что этот мир не ведет себя так, как бы мы того хотели. Таким образом, можно автоматически избавиться от печали, проистекающей от того, что человеку не удается жить в этом мире, как в раю. Также он привел слова брата Маараля о том, что именно поэтому сына раби Шимона бар Йохая благословляли, желая ему всегда иметь беспорядок на столе, – чтобы он был готов к тому, что так обычно и происходит все в этом мире!

Слышал я от своего учителя, что в Кельме говорили, что этот мир – ветхий мост: тот, кто пребывает в тяжелом расположении духа, падает, а тот, кто пребывает в легком – проходит!

Мой учитель говорил: «Скажи “шалом” (мир) вчерашнему дню»! (Для этого, несомненно, нужно увидеть хорошее в нем, и помнить, что все, что делает Всевышний – к лучшему).

Почему бы нам не использовать наше стремление «делать назло» для того, чтобы поступать вопреки тому, чего желает от нас наше дурное начало? Давайте используем его же оружие против него самого!

Кроме того, слышал я от своего учителя: поскольку печаль властвует над человеком, когда он одинок, ему стоит обзавестись несколькими хеврутами (напарниками), в паре с которыми он будет изучать Тору. И даже если напарники, которых он найдет, будут годиться ему в ученики, главное, чтобы он не остался в одиночестве.

От имени Бааль Шем Това приводят следующее: тому, кто облачается в депрессию и печаль, и говорит, что чувство, которое он испытывает, на самом деле – страх, можно порекомендовать заглянуть в Гемару (Бава Меция, 61б): «В будущем Я взыщу… и с того, кто вдевает в свою одежду нить индиго, утверждая, что это нить цвета тхелет» (т. е. того, кто занимается «подделкой» заповеди; также печаль и депрессия – не производные страха перед Творцом, а «подделки»).

Один из адморов говорил, что следует остерегаться тягостного вздоха, поскольку один такой вздох влечет за собой другой.

Во время вечерней молитвы мы говорим: «И удали от нас врага, чуму, и меч, и голод, и скорбь». Я слышал, что скорбь находится в этом списке на последнем месте потому, что прогнать ее – тяжелее, чем избавиться от всего остального!

Жаль тратить жизнь (силу и энергию) на оплакивание своего удела, давайте заменим его радостью! Если ты уже столько лет оплакиваешь себя, но ничего не меняется – попробуй другой путь!

Совет тем, кто ощущает, как в результате дополнительных молитв о вещах, столь важных для него, печаль только возрастает: не молись о том, чего не хватает! Укрепись в своем служении Творцу, и уповай на Б-га в том, что так же, как Он давал тебе все необходимое в твоем детстве, когда ты еще не умел молиться, так же будет и сейчас (на основе написанного в книге «Ховот а-Левавот»).

Дурное начало похоже на очень профессионального вора, который хотел ограбить ювелирный магазин, но помешала превосходная охрана на входе. Что же он тогда предпринял? Хорошо все продумав, вор приготовил большой грузовик, припарковал его неподалеку от магазина, а затем послал начинающего воришку, наказав ему украсть небольшое украшение. Воспользовавшись тем, что все охранники побежали за воришкой, профессионал вынес все, что было в магазине, и спокойно погрузил в грузовик. Так же работает и дурное начало: иногда оно стремится заставить человека оступиться и согрешить только ради того, чтобы из-за этого человек впал в печаль, а затем оно украдет у него все остальное!

Гемара пишет, что бадханы (шуты) удостаиваются Будущего мира. Раши объясняет, что это радостные люди, которые вселяют радость в других. Почему Раши подчеркивает, что они радостные? На первый взгляд, если они пребывают в печали и, тем не менее, веселят других, то они тем более удостаиваются Будущего мира – ведь они действуют против своей природы! Но, возможно, только радостный человек может удостоиться Будущего мира, поскольку «слава и великолепие перед ним» (Диврей а-Ямим I, 16:27). Пребывающий в печали, напротив, соединен с корнем праха!

Мой праведный учитель рав Гедалья Айзман однажды спросил меня: как вообще такое может быть, чтобы изучение Торы не помогало человеку избавиться от печали?!

Подготовил рав Э. Швальб


http://www.beerot.ru/?p=18066