Недельная глава Ки Теце
«И увидишь среди пленных женщину, красивую видом, и возжелаешь ее, и захочешь взять ее себе в жены» (Дварим, 21:11).
Рав Йехезкель Абрамский рассказывал, что, когда он был раввином в Лондоне, ему всегда было непросто говорить перед обществом на тему «женщины красивой видом». Дело в том, что среди евреев Лондона было немало таких, что соблюдали законы Торы, однако не обладали правильным мировоззрением. Над евреями такой категории всегда нависала опасность отхода от иудаизма, потому что свои взгляды на жизнь они формировали под влиянием «улицы». Какая же особая опасность скрывалась в заповеди о пленнице «красивой видом»? Дело в том, что в последние сто пятьдесят лет появилось много евреев, утверждающих, что Тора достаточно гибкая, что не все запреты нужно понимать дословно. И если еврею тяжело выполнять определенные законы, то Тора не требует от него невозможного. А пример с женщиной красивой внешности является лишь доказательством правильности такого взгляда.
Рав Абрамский рассказывал, что он долго думал, как правильно преподнести эту тему, и Всевышний помог ему найти правильный ответ. Он сказал, что Тора действительно относится с пониманием к состоянию еврея. И если он не может вынести испытание, то ему разрешается некоторое отхождение от «жесткой линии». И Тора сама приводит пример такой ситуации, когда говорит нам о красивой пленнице. Но из того, что больше таких примеров Тора не приводит, следует, что другие запреты не являются непреодолимым испытанием. И если кому-то слишком тяжело бремя заповедей, то нужно искать проблему не в Торе, а в себе.
По этому поводу приводят притчу. Один извозчик получил заказ на перевозку партии стеклянной посуды. Загрузив посуду на повозку и немного выпив, он немедленно отправился в путь. Но во время длинного пути, от усталости или по еще какой-то причине, извозчик задремал. Постепенно вожжи выпали из его рук, а кони, почувствовав свободу, начали прибавлять в беге. Время было зимнее, а дорога заснеженная и скользкая. На одном из поворотов повозка не вписалась в поворот и перевернулась, а все содержимое разбилось вдребезги. Разумеется, заказчик перевозки потребовал у незадачливого извозчика возмещения причиненного ущерба. Но, поскольку договоренности не удалось достичь, то два оппонента обратились за справедливым решением в суд.
Несложно догадаться, что суд признал извозчика виновным. Но вот, после оглашения решения суда, извозчик пытается апеллировать. Получив право голоса, он задает вопрос главе суда: «Не будет ли любезен уважаемый судья ответить мне на один вопрос? В каком месяце была дарована Тора, по законам которой было вынесено решение?» «Тора была дарована в месяце Сиване», — отвечает судья. «О! — восклицает кучер. — Большое спасибо! Теперь вы понимаете, почему я получился виновным в этом деле? Ведь Тора со всеми вытекающими из нее законами была дарована в месяце Сиване. В этот период года нет ни дождей, ни снега, и все дороги сухие. Но если бы Синайское откровение произошло в месяце Тевете, когда на дворе зима и дороги скользкие, я уверен, что Тора обязательно вошла бы в мое положение». Так выглядят утверждающие, что Тора готова проявить гибкость в любом вопросе.
Подготовил рав Нахум Шатхин