Недельная глава Шофтим
В недельной главе Шофтим мы учим, что нужно назначить «судей и надсмотрщиков во всех твоих вратах».
Написано в наших святых книгах, что это намекает на то, что человек должен сам быть себе как судьей, так и надсмотрщиком.
Сначала мы должны судить сами себя: ведем ли мы себя согласно закону Торы во всех областях, а затем, если оказывается, что нет, мы обязаны стать надсмотрщиками и принудить себя исправить положение.
Очевидно, что судья не может судить, если он не знает должным образом законов!
Точно так же, если мы хотим быть себе судьями, мы должны хорошо знать как алаху (в этом можно получить помощь рава), так и вопросы служения Б-гу, в которых, несмотря на помощь наставника, тем не менее, если у нас не будет базы, мы даже не узнаем, что нужно задать вопрос!
Поэтому мы должны постоянно, а особенно – в месяц Элуль, учить все книги о вере и страхе от начала и до конца.
Приведем минимальный список книг (большая часть этого списка переведена на русский язык).
1. Рамбам, «Законы основ Торы», «Законы тшувы», «Законы изучения Торы».
2. «Ховот а-Левавот» («Врата познания», «Врата упования», «Врата служения Б-гу» и другие.
3. «Шаарей Тшува».
4. «Месилат Йешарим».
5. «Нефеш а-Хаим», врата 1 и 2, врата 4.
6. «Шмират а-Лашон», «Аават Хесед» Хафец Хаима (другие книги этого великого мудреца также не стоит оставлять без внимания).
7. «Орхот Цадиким» и «Маалат а-Мидот».
Теперь приведем те моменты в служении Б-гу, о которых, если человек не учил, то даже и не подумает, что это является чем-то значимым, и тем более не знает, где об этом прочитать.
Человек, который хочет работать над качеством смирения, может подумать, что если будет демонстрировать внешнюю приниженность (в различных ее проявлениях), то это улучшит его служение. Однако верно обратное, как разъяснено в книге «Ховот а-Левавот» («Врата посвящения дел»).
Человек хочет продвинуться в служении Всевышнему в радости. Если он будет учить «Месилат Йешарим» лишь на уровне начальных глав, то так никогда и не узнает, что во «Вратах благочестия» есть моменты, которые могли бы помочь ему сейчас, несмотря на то, что он далек от благочестия.
Кто-то перестает верить в себя в одном аспекте или вообще во всем, утверждая, что так он создан, и что у него нет возможности что-то изменить. Пусть учит «Законы тшувы» Рамбама и узнает, что его мысли противоречат одной из важнейших основ веры, согласно которой выбор и возможность изменить и исправить себя есть всегда!
Человек очень высокого уровня в Торе и служении может подумать: «Зачем мне тратить мое драгоценное время на учеников? Лучше потрачу его на себя – с большей пользой!» Такой человек ошибается серьезнейшим образом, как разъясняется в «Ховот а-Левавот», «Врата служения Б-гу», см. там.
Другой не понимает: зачем нужно молиться, ведь Б-г знает все, так какой мне смысл говорить с Ним о том, чего мне не хватает? Пусть изучит «Ховот а-Левавот», «Врата отчета перед собой» (9).
Кто-то хочет знать, каким образом он может быть уверен, что удостоится жизни в Будущем мире. Пусть учит вторую часть «Врат упования» книги «Ховот а-Левавот».
Многие люди считают, что в основном Будущего мира удостаиваются за воздержание от совершения грехов. Но в книге рабейну Йоны «Врата раскаяния» (третьи врата) выясняется, что Будущий мир приходит в основном за выполнение повелительных заповедей (а это коренным образом меняет понимание того, на чем следует делать акцент в служении).
Тот, кто хочет понять, каково место разума в служении Б-гу, пусть изучает «Врата служения» книги «Ховот а-Левавот».
Если человек хочет понять, почему заповедь изучения Торы равноценна всем заповедям, – пусть учит четвертый раздел книги «Нефеш а-Хаим». А если он хочет узнать немного о тайне молитвы – пусть учит второй раздел «Нефеш а-Хаим».
Есть еще многие десятки подобных примеров, и если мы удостоимся учить все эти книги, то обретем гораздо более высокий уровень в вере и служении Творцу.
Подготовил рав Э. Швальб