Экев — Истинный ответ

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

1850

«Так осознай же своим сердцем, что как человек наказывает своего сына, так Г-сподь, Б-г твой, наказывает тебя» (Дварим, 8:5).

Как-то пришел ко мне один бааль тшува, и выложил свои горести: в прошлом он управлял скачками лошадей, которые проходили в Шаббат, Б-же упаси, и буквально купался в золоте. А теперь, когда вернулся к Творцу, бросил все дела, связанные с азартными играми и нарушением Шаббата, и ему не хватает на жизнь.

Как такое может быть? Все наоборот – злодею хорошо, а праведнику плохо!

Я ему говорю: «Давай проучим отрывок из Гемары».

Он отвечает: «Рав, я не умею учиться, не могу сосредоточиться на учебе, и не за этим я пришел. Я хочу, чтобы вы мне объяснили, что тут происходит. Я стал лучше – и за это меня наказывают?»

Я говорю: «Ответ дан в этом отрывке, и он вовсе не сложный».

Я открыл Гемару, трактат Йома, в конце 38 листа: «Сказал Рейш Лакиш: что означает написанное в Мишлей: “Если над насмешниками Он насмехается, то смиренным подарит приязнь”? (Это означает, что) тому, кто приходит оскверниться – открывают (дверь), а тому, кто приходит очиститься – помогают. Учат от имени раби Ишмаэля: это подобно человеку, который продавал бензин и благовонное масло. Когда к нему приходил покупатель за бензином, который плохо пахнет, продавец говорил ему: “Иди, налей себе сам”. А когда приходил покупатель за благовонием, он говорил ему: “Подожди-ка, я подойду и налью тебе вместе с тобой, и тогда и ты, и я будем хорошо пахнуть”».

«Вот и все», — говорю ему.

Что – все? Он не понял.

Ну, не понял – объясним. «Что нам добавляет пример раби Ишмаэля к тому, что мы уже знали? Мы знали, что тому, кто хочет оскверниться – открывают дверь, пусть идет сам. А тому, кто приходит очиститься – помогают, держат его за руку, поддерживают его».

Тот возмутился: «Вот именно! А мне не помогают! Не поддерживают!» У него аж слезы выступили на глазах.

«А, так ты понял! Видишь, ты умеешь учиться. Ведь именно это добавляет притча о продавце: не то, что этому помогают, а тому – нет. Это мы знаем уже из слов Рейш Лакиша. Притча добавляет: “Подожди-ка, пока я налью тебе вместе с тобой”!

Понимаешь, “бензин” наливают сразу же – это запрещенные, противные Всевышнему деньги. А сейчас ты пришел за благовонным маслом, и Всевышний говорит тебе: “Подожди Меня!” – Я провожу тебя через испытательный срок».

Он успокоился. Испытательный срок – это можно понять. Временные трудности.

Но, честно говоря, я ответил ему в соответствии с его восприятием. Сказал ему то, что он мог понять. Подлинный ответ требует «сосуда», которым он еще не обладал, и это могло вызвать у него «разбиение сосудов», сломало бы его.

Если бы он мог воспринять, я бы помог ему выполнить заповедь Торы [по мнению раби Моше из Куcи (северная Франция) в «Сефер Мицвот Гадоль», повелительная заповедь 17, а также в других книгах]: заповедь оправдывать суд Всевышнего в любом событии, как сказано: «Так осознай же своим сердцем, что как человек наказывает своего сына, так Г-сподь, Б-г твой, наказывает тебя».

Если человек сделал тшуву, и дела у него стали идти не так хорошо, как раньше, у него есть повелительная заповедь осознавать в сердце, что это изменение произошло ради его блага. Ведь раньше Всевышний платил ему награду за выполненные им заповеди, в этом мире, чтобы изгнать его из будущего мира, как сказано (Дварим,7:10): «Воздающий тем, кто Его ненавидит, чтобы уничтожить их. Он не замедлит воздать своим ненавистникам, сразу же платит им».

И так же, как Он поступает со своими ненавистниками – выплачивает им награду за выполненные ими заповеди в этом мире, так Он наказывает любящих Его за совершенные ими грехи в этом мире, чтобы они удостоились жизни в Будущем мире навечно.

Если же человек, будь то праведник или раскаявшийся (бааль тшува) размышляет над тем, что с ним происходит, и думает, что это не ради его блага, о нем сказано у пророка Ошеа (7:15): «Я наказывал их (страданием), укреплял их мощь, а они думали обо Мне плохо». Объясняется в трактате Авода Зара (4а), что Всевышний говорит: Я посылаю им страдания в этом мире, чтобы укрепить их в Будущем мире, а они думают обо Мне плохо. Они должны были бы думать: «Того, кого любит Всевышний – увещевает» (Мишлей, 3:12).

А лучше всего это объяснено в трактате Брахот (7а). Сказано, что есть праведник, которому плохо – это не абсолютный праведник (и он получает наказание за свои немногочисленные грехи в этом мире, чтобы удостоиться в совершенстве Будущего мира), а злодей, которому хорошо – это не абсолютный злодей (и ему дают награду за его немногочисленные заповеди в этом мире, чтобы не пустить в Будущий мир).

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=73956