Бешалах — Условие для Избавления

Дата: | Автор материала: Рав Ш. М. Валлах

1651
условие для избавления

Недельная глава Бешалах

Тора — вечна, и уроки, которые она дает нам, актуальны всегда. В каждом поколении, каждый год, каждый еврей слушает недельную главу, чтобы чему-то научиться, чтобы услышать какой-то урок именно для себя. А уж тем более – главы, описывающие исход из Египта. Ведь нам заповедано вспоминать об исходе из Египта каждый день, утром и вечером. А также упоминать его в субботнем Кидуше, чтобы память о нем не стерлась из нашего сердца. Выход из Египта был началом всех спасений и избавлений, как материальных, так и духовных, для народа и для каждого отдельного еврея, вплоть до окончательной Геулы, которую мы ждем каждый день, и о которой сказано: «Как во времена твоего выхода из Египта Я покажу чудеса».

А как происходил весь этот процесс? Сначала рабство все усиливалось, у сыновей Израиля потемнело в глазах, они пали духом.

Они думали, что наконец-то начал пробиваться свет Избавления, наконец-то видны его первые искорки… И какое сильное разочарование они пережили: у них отняли даже солому, и на тех, кто не успевал выполнить дневную норму, обрушивались жестокие наказания. Людям становилось все тяжелее, отчаяние овладевало ими. Неужели это не напоминает ситуацию сегодня, когда мы на пороге Геулы?

И тогда Всевышний заговорил с Моше рабейну, верным пастырем Израиля. Ему были переданы четыре формы (дословно — четыре языка) Избавления и его этапы. Но в тоже время в разговор была вплетена нотка предостережения и недовольства: «Говорил Б-г с Моше» – здесь употреблено слово ледабер (говорить), означающее жесткий разговор, меру Суда, «и сказал ему: Я – Г-сподь!», т. е. Я верен Своему обещанию. «Я являлся Аврааму, Ицхаку и Яакову» – и они не сомневались в Моем обещании. Даже когда Аврааму пришлось покупать за деньги пещеру Махпела, Ицхак был вынужден заново рыть колодцы, а Яаков – покупать поле. И все это – несмотря на то, что земля была обещана им. А здесь – только временно усилилось рабство, и уже начали возмущаться, уже потеряли самообладание. Так не удостаиваются Избавления.

Условие для Избавления – это безоговорочная вера!

Это условие и для Избавления всего народа, и для избавления и спасения на личном уровне — для каждого еврея от его личных бед и печалей, как сказано: «Близко душе моей избавление» (Теилим, 69). Однако условие для этого – «И поверили во Всевышнего и в Моше, раба Его» (Шмот, 14:31). Слушаться Всевышнего и подчиняться Ему без всяких условий, слушаться глав поколения и подчиняться мнению Торы без сомнений и размышлений! «Нет у нас ничего, кроме слов сына Амрама». Даже когда, на первый взгляд, из-за него усилилось рабство. Даже когда он неожиданно приказывает вернуться и пойти в направлении Египта, и в результате фараон набирается смелости и пускается в погоню. Даже когда он приказывает войти в море – «Нет у нас ничего, кроме слов сына Амрама».

В ешиве Мир учились двое юношей, они оба заболели одной и той же болезнью и были вынуждены пройти операцию. Сказал им машгиах ешивы, великий мудрец и праведник рав Йерухам Лейвович: «Поезжайте в такой-то город и обратитесь там в больницу. Если врачи решат, что необходима операция – настаивайте на том, чтобы ее провел только профессор Н. Только он, и никто другой! По дороге заедете в Радин, попросите благословения у главы поколения, Хафец Хаима. Не уезжайте, пока не получите благословение!»

Поехали друзья на поезде, вышли на станции, и продолжили путь на повозке до Радина. Когда приехали, им сказали, что Хафец Хаим очень слаб и не принимает посетителей. Один из них хотел продолжить путь, но другой заупрямился: «Рав сказал не уезжать, пока не получим благословение!» Они стали ждать. Напряжение росло, скоро уже поезд должен отправиться, а ведь до него еще доехать нужно! Первый друг очень нервничал, но второй не уступал. Неожиданно открылась дверь: «Можно войти!» Они вошли, попросили благословения и получили его. Потом быстро нашли повозку и приехали на станцию в самый последний момент.

Приехали в больницу, прошли обследование. Врачи настаивали, что необходима операция. Сказали друзья: «Мы готовы только, чтобы оперировал только определенный профессор!» Им ответили, что профессор поехал на врачебный конгресс, и неизвестно, когда вернется. Операцию нужно провести срочно, а его заместитель – тоже специалист высокого класса. Более того: им добавили по секрету, что профессор уже не так молод, а вот заместитель – восходящая звезда медицины. На самом деле, к нему нужно было обратиться изначально. Один юноша согласился, а второй стоит на своем: «Только профессор!» Первого прооперировали, а второй все еще ждет. Он не изменил мнения даже тогда, когда узнал, что операция прошла очень удачно, сверх ожиданий. Он дождался возвращения профессора, и тот его прооперировал. Тем временем у друга начались осложнения, попытки стабилизировать положение не увенчались успехом… Второй юноша, восстановившись после своей операции, участвовал в похоронах первого.

Эта история дошла до ушей рава Лейвовича, и его спросили: неужели рав заранее предвидел эти осложнения? Он что – обладает руах а-кодеш (духом святого постижения)? Ответил рав: «Нет здесь никаких тайн. Просто один послушался полностью, а другой – нет».

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=44640