Недельная глава Бешалах — Он посылает пищу всему живому

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Байфус

1521

Недельная глава Бешалах начинается так: «И было, когда отпустил фараон народ, то не повел их Б-г по пути [через] землю плиштим…» (Шмот, 13:17).

Хафец Хаим говорит, что, когда евреи вышли из Египта, они могли пойти по двумя путями: через землю плиштим или через пустыню. У каждой из возможностей было свое преимущество и свой недостаток. Преимущество пути через землю плиштим заключалось в том, что он проходил через населенные места, и потому обеспечение народа пропитанием было бы относительно легким. С другой стороны, этот путь таил большую опасность для духовного уровня евреев. Ведь они только что поднялись с сорок девятого уровня духовной нечистоты, и не было никаких гарантий того, что, проходя через нечистое место, они не поддадутся влиянию местных жителей.

Преимущество пути через пустыню состояло в том, что там не было духовной нечистоты. С другой стороны, обеспечение народа пропитанием в пустыне – тяжелая, подчас невозможная задача.

Святой, благословен Он, решил, что лучше вести еврейский народ через чистую пустыню, а не через нечистую землю плиштим. Проблема с пропитанием в пустыне была решена с помощью мана – хлеба с Небес, который чудесным образом опускался на землю. Все это – только ради того, чтобы евреи не вернулись к своему прежнему, низкому духовному уровню.

Здесь мы находим решительный ответ всем, кто в целях пропитания занимается работой, чуждой закону еврейского народа и Торе. Каждый, кому приходится столкнуться с таким испытанием, должен сказать себе: «Если Творец дал ман шестистам тысячам человек, то тем более Он может дать хлеб каждому, кто будет соблюдать его заповеди и законы, – главное, чтобы человек не занимался ничем дурным».

Автор книги «Маасай ле-Мелех» рав Йешаяу Зильберштейн добавляет к этому объяснение, которое дал Хафец Хаим высказыванию наших мудрецов: «Тяжело пропитание человека, подобно рассечению моря Суф» (Псахим, 118). Разве Святому, благословен Он, было тяжело рассечь море? Ведь Он может сотворить весь мир одним речением. То же относится и к пропитанию человека: «Разве есть недоступное для Г-спода?» (Берешит, 18:14).

На самом деле, сходство рассечения моря и обеспечения человека пропитанием заключается в известном правиле, согласно которому человек должен прилагать столько усилий, сколько он может.

Как сказали наши мудрецы: «Может быть, [человек] будет сидеть и нечего не делать? [Поэтому] говорит учение: “И благословит тебя во всем, что ты будешь делать” (Дварим, 15:18)». То же случилось и при рассечении моря Суф. Святой, благословен Он, сказал Моше: «…Говори сынам Исраэля, чтобы они отправились в путь» (Шмот, 14:15), – то есть они должны спуститься настолько, насколько это возможно с точки зрения естественного хода вещей, а затем – море будет рассечено перед ними. Ибо таков порядок вещей: Творец совершает чудо после того, как природа исчерпает свои возможности. То же относится и к пропитанию человека: оно тяжело вначале, и человек не знает, как он сможет заработать. Однако он обязан начать, и тогда к нему придет благословение Б-га.

В бейт мидраш рава Хаима Лейба Мишковского, главы раввинского суда польского города Стависки, зашел торговец, который продавал религиозную утварь. Такие торговцы ходили из города в город и из деревни в деревню, предлагая людям свой товар. Прибыв в местечко, где жили евреи, они направлялись в синагогу, ведь именно там можно было сразу найти много покупателей. На столе, который они ставили в дальнем углу синагоги, около печки, они раскладывали свои товары во время молитвы, и молящиеся покупали то, что хотели.

Упомянутый торговец, прибыв в синагогу города Стависки, тоже раскрыл свои сумки и достал сидуры, тфилин, мезузы и прочую религиозную утварь и положил их на стол. Рав Хаим Лейб подошел к столу, и его взгляд наткнулся на связку чуждых Торе книг, которые были известны как отвергающие основы веры. Рав, который был непреклонным в своих взглядах и стремительным в своих действиях, поспешил лично выполнить заповедь «Искорени же зло из своей среды» (Дварим 17:7). Он взял эту связку книг со стола и бросил ее в горящую печь.

Торговец предъявил раву претензию: «Господин раввин причинил мне большой ущерб на сумму трех серебряных рублей, помимо того, что отнял у меня возможность заработать. Разве я смогу обеспечить свою семью теми жалкими грошами, которые зарабатываю на продаже связки цицит? Мои ожидания связаны в основном с этими книгами, которые являются основным источником моего заработка!»

Рав ответил ему шепотом, что за сожженные книги он заплатит ему из своего кармана. Но что касается заработка, человек не имеет права торговать книгами, отрицающими основы веры, и ему следует найти другой источник заработка. В этом рав тоже пообещал торговцу свою помощь. Услышав это обещание рава, торговец поблагодарил его, и они договорились о том, что на следующий день торговец подойдет к нему после утренней молитвы, чтобы напомнить раву о его обещании.

На следующий день, сразу после молитвы, человек подошел к раву, и тот сообщил ему новость: «Только что я попросил служку, чтобы он пригласил в мой дом ксендза. С его помощью я надеюсь обеспечить тебя подобающей работой».

«Чем же мне поможет ксендз?» – спросил торговец.

«Все очень просто, – ответил рав. – На прошлой неделе ксендз рассказал мне, что человек, звонивший каждое утро в колокола его костела, покинул этот мир. Если на его место еще никого не назначили, я попрошу ксендза сделать милость и отдать эту должность тебе, чтобы ты смог обеспечивать себя достойным образом».

Торговец испугался и сказал: «Разве рав полагает, что на старости лет я соглашусь стать помощником служителя чуждого культа?»

Ответил ему рав Хаим Лейб: «Суди сам: звонить в колокола, чтобы будить не евреев на их молитву, ты не хочешь. Но ведь продавая эти чуждые еврейству книги еврейской молодежи, ты побуждаешь их идти и служить идолам! Разве может еврей делать такое?!»

По книге рава Яакова Байфуса «Леках Тов». Подготовил рав Элияу Швальб


http://www.beerot.ru/?p=30833