Недельная глава Бо
«Возьмите из овец, и из коз» (Шмот, 12:5).
По прямому смыслы речь в стихе идет о пасхальной жертве, которую можно принести из овец или из коз. Однако отсюда можно выучить и практическое руководство для духовной работы человека в этом мире: пользоваться как силами «овцы», которыми он обладает, так и силами «козы».
Что имеется в виду?
В трактате Шаббат (77б) рассказывается, что раби Зейра встретил раби Йеуду и увидел, что тот в особенно радостном настроении и ответит ему на любой вопрос. Тогда он спросил его: «Почему козы идут в начале стада, а овцы – за ними?» Ответил раби Йеуда: «Потому, что так создавался мир: вначале была тьма, а потом появился свет». А ведь козы обычно черного цвета, а овцы – белого, поэтому козы идут первыми, а овцы – за ними.
Рав Хида говорит, что этот диалог требует объяснения: речь идет на самом деле о добром и дурном начале, которые обитают в сердце человека и стараются перетянуть его каждое на свою сторону.
Дурное начало приходит к человеку уже в момент рождения, а доброе – только со времени бар-мицвы (бат-мицвы). Об этом и спросил раби Зейра: «Почему козы идут в начале стада, а овцы – после них?» Почему дурное начало и его силы (называемые «козой», поскольку они тяжелы и крепки) предшествуют у человека доброму началу (называемому «овцой», поскольку оно говорит с человеком мягким и кротким языком)?
Отвечает раби Йеуда: «Поскольку так был создан мир: вначале царила тьма, символизирующая дурное начало, и только потом появился свет, доброе начало».
Когда же мы внимательно читаем приведенный стих Торы, мы замечаем, что Тора повелевает человеку: «возьмите из овец, и из коз». В свете сказанного ясно, почему следует взять овец, символизирующих доброе начало, и таким образом служить Всевышнему. Однако непонятно, почему Тора продолжает «и из коз»? Какое место есть у дурного начала в служении Творцу?
Постараемся объяснить это с помощью притчи Бен Иш Хая.
Как-то раз доброе начало встретило дурное, и увидело, что оно грустит. Спросило его: «Что случилось?» Ответило дурное начало: «Есть люди, с которыми я никак не могу справиться, и только ты можешь мне помочь».
«Как?» – спросило доброе начало.
«Да очень просто, — приободрилось дурное начало, — вон, посмотри на этого праведника, который сидит в уголке и учится с утра до вечера. Он в мою сторону и не смотрит! Как бы я ни уговаривал его пойти немножко проветриться, повеселиться – я только напрасно время трачу. Если ты на самом деле хочешь мне помочь – подойди к нему и постарайся убедить что-то сотворить…»
«Интересное предложение, — усмехнулось доброе начало, — а почему ты считаешь, что я соглашусь с тобой сотрудничать?»
«А это будет ему испытанием: проверить, насколько он на самом деле праведник!» – ответило дурное начало, и доброе начало решило попробовать.
Оно задействовало всю свою силу убеждения, и в конечном итоге праведник встал, закрыл свои книги – и пошел в клуб.
Прошло два дня, и доброе начало вновь встретило дурное, и видит – снова оно грустное и расстроенное, еще больше, чем в прошлый раз.
«Что случилось на этот раз?» – участливо спрашивает оно.
«И не спрашивай! – отвечает дурное начало плачущим голосом, — Я-то думал, что, когда тот праведник вернется домой, он начнет плакать, что соблазнился пойти в клуб. И действительно, вначале казалось, что он сломлен и раздавлен. Он разрыдался и сказал жене: “Я думал, что у меня есть сосуд из чистого золота, а теперь я увидел, что треть его – глина!”»
Жена удивилась: «Что за сосуд? Где ты его проверял? Разве ты не ходил этим вечером в клуб?»
Ответил он: «Я был уверен, что мое сердце чисто, как настоящее золото, все, что делаю – делаю ради Всевышнего. Но этой ночью я увидел, насколько мое сердце далеко от Всевышнего…»
«Как ты увидел это?» – спросила жена.
«Я увидел этой ночью, как люди пляшут в клубе: с них пот льется ручьями, а они все продолжают плясать без остановки. И я понял, что они служат своему дурному началу гораздо лучше, чем я служу своему Творцу. Они вкладывают все свои силы, совершенно себя не жалеют! А я – чуть-чуть неудобства, чуть-чуть пота и усилий – и уже не могу сосредоточиться. Потому что мое сердце не так кристально чисто, как я думал.
А еще я видел людей слабых и хилых, которые сидят и играют в карты по три-четыре часа без перерыва! А я, в отличие от них, после четырех часов учебы устаю ужасно – голова раскалывается! Получается, что я не служу Всевышнему так самоотверженно, как они служат дурному началу!»
«Я-то думал, что у меня получилось сбить его с пути, — уныло продолжило дурное начало, — А в итоге из всего, что он видел и слышал – он еще больше укрепился и выучил для себя моральный урок! Мусар!»
Объясняет Бен Иш Хай, что об этом и говорит Тора: «Возьмите из овец, и из коз». Для служения Всевышнему человек должен учиться и у дурного начала: ему следует разобраться и понять, насколько люди в мире преданы ложному служению, сколько сил вкладывают, чтобы добиться материального успеха – и выучить из этого урок, как служить Всевышнему!
Перевод: г-жа Лея Шухман