Леках Тов — Еврейский народ в мироздании

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Байфус | версия для печати версия для печати
матот-масей

«Этот месяц для вас – глава месяцев, первый он для вас среди месяцев года» (Шмот, 12:2).

Моше показал евреям на молодую луну и сказал: «Когда увидите ее такой – объявляйте новомесячье во всех поколениях». Из этого мы учим, что установление новомесячья и праздников отдано Израилю. И так толковали мудрецы (Ялкут Шмот, 191) слова стиха: «Вот праздники Б-га, которые провозгласите, священные собрания» (Ваикра, 23), – если вы провозгласите их, то они – Мои праздники, а если нет – то не Мои.

Мишна в трактате Рош а-Шана рассказывает, что раби Йеошуа хотел провозгласить новомесячье вопреки мнению рабана Гамлиэля. Написал ему рабан Гамлиэль: «Повелеваю тебе явиться передо мной с посохом и кошельком в день, на который приходится Йом Кипур по твоему расчету». Пришел к нему раби Акива и нашел его в печали. Сказал ему: «Я докажу тебе, что все, что сделал рабан Гамлиэль – в силе. Ведь сказано “Вот праздники Б-га, которые вы провозгласите”, – провозгласите вы, вовремя или не вовремя, и нет у нас других праздников, кроме них».

Также говорят мудрецы наши, что собираются ангелы-служители и спрашивают у Всевышнего: «Владыка мира, когда новолетие?» И Он отвечает им: «У Меня ли вам спрашивать? И Я, и вы – спросим у суда Торы на земле!»

Из всего сказанного здесь следует, что определение всего связанного со временем зависит от еврейского народа. То, что установлено Израилем, даже Всевышний не может изменить. Более того, Тора дала евреям силу изменить в этом даже порядки мироздания.

Мудрецы говорят, что Адам вел отсчет месяцев по солнцу; тому же календарю следовали и наши праотцы. А Тора велит еврейскому народу вести счет по новолуниям, изменив тем самым весь расчет календаря. Мало того, определение новомесячья поставлено Торой в зависимость от решения суда.

Освящение судом начала нового месяца вступает в силу, даже если оно не совпадает с новолунием, даже, если судьи заблуждаются или искажают календарь намеренно. Тора также дает право суду добавлять месяц к году по своему усмотрению, влияя при этом на расчет праздников и лет.

Определение времени Израилем не ограничивается лишь внесением поправок в календарь, но изменяет и объективную реальность. Так, физическое взросление тех, кто должен был бы достичь соответствующего возраста, откладывается на месяц, если суд постановил удлинить на месяц нынешний год. Есть и другие примеры влияния еврейского календаря на явления природы.

Тайна сверхъестественной власти еврейского народа над небесными светилами заключается в одной заповеди Торы – заповеди освящения месяца. Ведь и сама Тора названа светом, как сказано: «Ибо свеча – заповедь, и Тора – свет» – свет Торы несравним со светом всех небесных светил. Ее буквами и словами созданы и благодаря им продолжают существовать Солнце, Луна, миллионы звезд и созвездия. Какие же силы отданы в руки еврейского народа, какой свет может пролить он в мир благодаря Торе!

И насколько же велика наша ответственность за то, чтобы не терять ни минуты времени для Торы, и особенно в наше время, когда света так мало, и мгла покрывает землю!

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

утрата веры
| Рав Нахум Шатхин

награда за мацу
| рав Яаков Галинский

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Добавить комментарий