Леках Тов — Жизнь в Стране Израиля – в силу заслуг

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Байфус | версия для печати версия для печати
матот-масей

«И будет, когда приведет тебя Г-сподь в страну Кнаанскую, как поклялся тебе и отцам твоим, и будет она дана тебе» (Шмот, 13:11).
«Пусть будет она в твоих глазах, как будто дана тебе сегодня, а не как наследие отцов» (Раши).

Нечто подобное говорит Раши и в связи с дарованием Торы: «Пусть слова Торы будут новыми для тебя, как будто Тора дана сегодня» (Раши на Шмот, 19:1). И если в отношении Торы необходимость постоянного обновления очевидна, то в отношении Страны Израиля следует понять: почему она должна быть в наших глазах «как будто дана сегодня»?

Говорит рав Йерухам Лейвович (выдающийся машгиах ешивы Мир): принято считать, что выражение «будут новыми для тебя» указывает на особую приязнь. Здесь, однако, Раши добавляет слова «не как наследие отцов». Отсюда понятно, что «обновление» нашей связи со Страной Израиля требует еще чего-то, кроме приязни и радости.

Наши мудрецы говорят, что Моше спустил Тору на землю. И если бы он не поднялся к Небесам, чтобы получить ее, человек не мог бы коснуться Торы. Получение Торы – это не просто историческое событие, произошедшее однажды. Тора не дана нам в наследство. В каждом поколении и каждый день мы обновляем нашу связь с Торой, как будто снова стоим у горы Синай. Синайское Откровение дало нам лишь возможность удостоиться Торы.

То же верно и в отношении Страны Израиля. Всевышний «даст ее тебе» – значит, она не наследство предков. Понятно, что если бы не наши праотцы, то мы не удостоились бы Страны Израиля, ведь они дали нам возможность овладеть ею. Однако, как и в отношении Торы, каждому еврею надлежит самому удостоиться права на Страну Израиля.

Это, очевидно, имеет в виду и мидраш: «… как поклялся тебе» – где же мы видим в Торе, что поклялся? Сказал им: «И приведу вас в страну…»

Для чего поклялся Всевышний евреям снова, разве не достаточно было бы Его клятвы, данной нашим отцам? Ответ таков: как повторные клятвы отцам заново подтверждали их возможность владеть Страной Израиля, так и клятва, данная заново всему народу, подтверждает возможность каждого еврея овладеть Страной Израиля – не как наследством, а в силу собственных заслуг.

Нам всем следует знать, что никто не вступит во владение Землей Израиля как наследием предков; каждый нуждается в даровании заново. И как нелегко досталась она нашим праотцам, так и каждый еврей обретет ее со сложностями. Лишь множество добрых дел и множество заслуг перед Творцом удостоят человека его удела в Стране Израиля.

Перевод рав М. Гафт

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

утрата веры
| Рав Нахум Шатхин

награда за мацу
| рав Яаков Галинский

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Добавить комментарий