Ваэра — Размышления на тему демократии

Дата: | Автор материала: Рав Ш. М. Валлах

1164
демократия

«Вот главы отчих домов: сыны Реувена… сыны Шимона… Вот имена сынов Леви по порядку их рождения…» (Шмот, 6:14-16).

Есть известное мнение, что демократия – это наименее плохая система власти из всех существующих. То есть, по сути, «меньшее из зол». Чтобы продемонстрировать это, вспомним одну историю, которая произошла лет триста назад. В семье Вермассер родился мальчик-вундеркинд, по имени Ицхак Арье. Его ум и сообразительность были у всех на устах, и достигли даже ушей графа из Михельштадта, который выразил желание повидать мальчика. Он потребовал, чтобы мальчик пришел к нему в замок один, в четыре часа дня.

Граф решил убедиться, действительно ли мальчик такой умный, как о нем говорят. Он приказал всех жителям замка и прислуге уйти в дальние комнаты, чтобы никого не было видно. Сам же встал в приемной и стал наблюдать за мальчиком через щелку в шторах.

В назначенный час Ицхак Арье вошел в ворота и увидел, что двор замка пуст. Он поднял голову и внимательно осмотрел весь замок, изучил все его двери, башенки и окна. А потом решительным шагом направился вперед. Через минуту он уже стучал в дверь приемной.

Граф открыл дверь и пустил мальчика внутрь. «Как ты нашел комнату?» – спросил он. Тот ответил: «Будка охранника была пуста, и никого не было во дворе и в прихожей замка. Мне это показалось странным. Я понял, что Ваше высочество желает проверить, смогу ли я найти путь самостоятельно. Я предположил, что Вы следите за мной из тайного места. Оглядел дворец и увидел, что только в одной комнате ставни окна были открыты, а шторы – закрыты. Я понял, что Вы, Ваше высочество, смотрите на меня за этими шторами. Я рассчитал, где должна находиться эта комната, и пришел».

Граф поразился уму мальчика и спросил: «А что бы ты сделал, если бы ставни окна были закрыты?»

Ответил Ицхак Арье: «Я бы стучался во все двери, пока не нашел бы кого-нибудь и не спросил».

«А если бы тебе давали противоречивые ответы?» – продолжил спрашивать граф.

«В таком случае я бы последовал правилу Торы «идти за большинством».

В глазах графа загорелся злодейский огонек, и он спросил: «Если так, почему бы тебе не последовать этому правилу и не оставить веру? Ведь вас, иудеев – совсем мало».

Но маленький праведник и здесь оправдал свою репутацию гения, тут же ответив: «Поймите, Ваше высочество, если я сейчас выйду отсюда и встречу Ваших слуг, и они все, как один, будут говорить мне, что Вы находитесь на третьем этаже, я их и слушать не буду. Ведь сейчас я точно знаю, в какой Вы комнате! Правило “следовать за большинством” применяется только в сомнительных случаях, а не там, где все очевидно! Г-сподь, Б-г наш, открылся всему нашему народу и даровал нам Свою Тору посредством Моше рабейну, и Его Тора, которая сейчас в наших руках — истинна! В таком случае не идут за большинством…»

А теперь вернемся к нашему вопросу: демократия – это когда решения принимаются большинством. А разве большинство всегда право?

Разве у каждого гражданина есть достаточно необходимых знаний, чтобы в соответствии с ними принять решение? Есть ли у каждого способность принимать решения, чувство ответственности, ясное осознание, что главное, а что – второстепенное? Конечно же, нет. Что же делает обычных людей компетентными выносить решение в таких основополагающих вопросах? Только то, что нет более хорошего подхода. И доказательство этому, что никто не будет устраивать голосование среди членов семьи, провести ли необходимую операцию. Голосование, при котором профессор окажется в меньшинстве. Все понимают, что только у него есть необходимые знания, опыт и способность все взвесить. Подобно этому, никто не предложит провести в классе опрос по поводу домашних заданий и загнать учителя в оппозицию. Все согласны, что его мнение более зрелое и дальновидное, продукт знаний и опыта.

Именно поэтому Тора приказывает нам слушаться голоса мудрецов Торы: «Поступай согласно решению, которое они изложат тебе… сделай в точности так, как тебе укажут… не уклоняйся от сказанного тебе ни вправо, ни влево…» (Дварим, 17:10)

Их мнение – это мнение Торы, их взгляд – широкий и всеобъемлющий, они далеки от ссор и размолвок, наделены сильнейшим чувством ответственности, преданны людям своей общины и желают им добра без всяких оговорок. Но самое главное – они люди возвышенные, вознесенные над народом. До такой степени, что сказано о них, что они «как ангелы по сравнению с обычным людьми» или, наоборот – как люди по сравнению с животными. Их суть – другая, до такой степени, что все остальное человечество как бы второстепенно по отношению к ним.

Пример этому мы видим в нашей недельной главе: Тора начинает перечислять сынов Израиля, колена Реувена, Шимона и Леви, пока не доходит до Моше и Аарона, и тут останавливается. Больше не нужно, все остальные – второстепенны. И счастливы те, кто прилепляются к Моше и Аарону, идут за ними и спасаются благодаря им. Так они удостаиваются двух миров – и этого, и будущего.

А ведь известно, что «Продолжение духа Моше есть в каждом поколении и в каждом праведнике» («Тикуней Зоар», 114:1).

Подготовила г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=44499