Недельная глава Ваэра
Один человек пришел к праведному ребе из Цанза, автору книги «Диврей Хаим», чтобы пожаловаться: он успешный торговец, его магазин обычно полон покупателей, и заработка хватает с лихвой. Но вдруг другой еврей открыл как раз напротив него такой же магазин. Привез новый модный товар, снизил цены, и покупатели потянулись к нему. А у нашего торговца магазин стоит пустой, и заработка нет.
Ребе благословил его, чтобы его торговля шла оживленно, как прежде, и даже расцвела еще больше, и чтобы заработка снова было вдоволь.
Но торговец не удовлетворился этим: «Я желаю, чтобы ребе проклял моего конкурента!»
«Б-же упаси! – отпрянул раввин, — никогда в жизни я не проклинал еврея! Это страшный запрет Торы!»
А торговец не уступает: «Ну ладно, если нельзя его самого – прокляните его магазин! Чтобы покупатели туда и близко не подходили, и товар его лежал и пылился на полках!»
Ребе улыбнулся и спросил: «Ты сказал, что ты торговец. Скажи мне, где ты покупаешь товары?»
Тот удивился такому повороту беседы, но ответил: «Такой-то товар – в таком-то городе. А другой товар – на ярмарке».
«А как ты привозишь товар в свой город?» – поинтересовался раввин.
«На телеге, в чем вопрос?» – ответил торговец.
Ребе продолжил допрашивать его: «А ты обычно сам едешь за покупками?»
«Ну да», — подтвердил торговец. Объяснил, что нужно опасаться воровства и следить за тем, чтобы товар не испортился в дороге.
«И ты сидишь рядом с извозчиком, да?» – предположил ребе.
Торговец кивнул, все больше удивляясь странному направлению беседы.
«А что делает извозчик, когда лошадь проголодалась?» – спросил ребе. Торговец объяснил, что у извозчика есть с собой мешок овса.
«А когда она хочет пить?» Торговец ответил, что, когда они проезжают мимо ручья, извозчик останавливается и лошадь пьет вдоволь.
«Заметил ли ты одно странное явление?» – спросил ребе.
Торговец покачал головой. Нет, ничего странного он не замечал.
«Правда? – удивился мудрец, — Ты не замечал, что лошадь, прежде чем начать пить, бьет копытом по воде и только потом пьет?»
Теперь, когда ребе обратил на это его внимание, он вспомнил, что действительно видел такое.
«А знаешь, почему? Давай я тебе объясню: лошадь опускает голову к воде и видит свое отражение. Поскольку она всего лишь лошадь, она думает, что это – другая лошадь, которая тоже пришла попить. Конкурентка хочет выпить ее воду! Поэтому лошадь бьет копытом, и вода становится мутной. И тогда – о чудо, нижняя лошадь пропадает! Наверное, испугалась и убежала. Теперь вся вода – ее!»
Торговец улыбнулся, а раввин подытожил: «Конечно же, лошадь – глупа. Даже если бы действительно это была другая лошадь, в реке достаточно воды для обеих. Тем более, что это всего лишь воображение. Какая польза была от ее ударов копытом? Только та, что вода загрязнилась».
«Понимаешь, — закончил ребе, — ведь пропитание установлено еще в Рош а-Шана, и человек не может получить ни капли того, что предназначено другому.
Этот урок мы ясно учим из египетских казней – невероятное личное наблюдение Всевышнего, когда каждый получал то, что ему положено: еврей черпал из колодца воду, а египтянин – кровь. Они пили из одного стакана – еврей пил воду, а египтянин – кровь. Менялись стаканами – и жидкость менялась в ту же секунду. И сказал пророк (Ирмияу, 32), что египетские казни были “знамениями и чудесами до самого сегодняшнего дня”, они для нас – вечный урок: так же, как лягушки знали, куда им можно заходить, а куда нельзя, а кроме них вши и дикие звери, так и пропитание знает, куда будет послано.
И если хотят увеличить и расширить заработок, единственный путь это сделать – обратиться с просьбой и молитвой к Владыке мира, питающему весь мир с добром, приятностью, милостью, щедростью и великим милосердием!»
Перевод: г-жа Лея Шухман