Комментарии Рамбана к Торе — Недельная глава Ваэра

Дата: | Автор материала: Рамбан

1717

«Перст Б-га»

«И сделали то же жрецы с помощью своей магии, <пытаясь> произвести вшей» (Шмот, 8:14).

Они ударили посохами по земле, а затем произнесли заклинания, призывающие демонов, и проделали все магические действия, необходимые для того, чтобыпроизвести вшей, – но на этот раз не смогли (повторить чудо, совершенное Аароном). А возможно, из слов «сделали то же» следует, что они правильно проделали все известные им манипуляции, с помощью которых получают вшей, и лишь в этот раз у них ничего не получилось – хотя опытные жрецы знали, что они в состоянии это сделать, и они уже не раз совершали подобные магические эффекты.

«И сказали жрецы фараону: это перст Б-га!» (Шмот, 8:15).

Раби Авраам (Ибн Эзра) комментирует это так: поскольку жрецы смогли повторить действия Аарона, связанные с превращением посоха в змею, воды в кровь, и с нашествием лягушек, а на этот раз – не смогли, они сказали фараону: «Эта кара не от Аарона, и она вообще не связана с народом Израиля – она пришла от Творца в соответствии с расположением звезд и планет над Египтом». Ведь фараон не отрицал, что есть Творец, но он лишь не желал признать власть Б-га евреев (Авая), о котором говорил ему Моше. И подобно этому сказано в Книге Пророков: «Не Его рука поразила нас, а постигло нас это случайно» (Шмуэль 1, 6:9). И поэтому-то укрепилось сердце фараона. И в доказательство своей точки зрения раби Авраам ссылается на то, что жрецы не сказали «Это перст Б-га», т. е. кара от Б-га Израиля, подобно тому, как произнес фараон во время казни с лягушками: «Помолитесь Б-гу» (Шмот, 8:4). И еще, перед двумя первыми казнями Моше заранее предупредил фараона, а перед наказанием вшами – не предупредил. [Т. е., согласно словам жрецов, катастрофическое нашествие вшей было природным явлением, связанным с расположением созвездий, – а Моше даже не знал, что произойдет такое нашествие, и поэтому-то он и не предупредил фараона.]

Но мне это объяснение не кажется верным, ведь природное бедствие, связанное с расположением созвездий, не называется «перстом Б-га». Только несчастье, приходящее от Творца в качестве наказания, называют «рукой Б-га» или «перстом Б-га», как это следует из уже приведенной строки: «Не Его рука поразила нас…». И написано: «Увидел Израиль могучую руку, которую обрушил Б-г на египтян» (Шмот,14:31). И еще сказано: «А если …станете противиться повелениям Б-га, то будет рука Б-га против вас» (Шмуэль 1, 12:15), а также «Очень тяжка была там рука Б-га» (там же,5:11). И ведь после этой кары жрецы уже не пытались противостоять Моше – ни при казни дикими зверями (аров), о которой Моше заранее предупредил, ни при других казнях.

Но эту строку следует объяснить в соответствии с ее простым смыслом: когда жрецы убедились, что не могут «произвести вшей», они признали, что на этот раз знамение, совершенное Аароном, – от Б-га, и поэтому-то с тех пор фараон уже не призывал их к себе. Но они попытались преуменьшить значение этого знамения, и поэтому сказали не «рука Б-га», а «перст Б-га», – т. е. сравнительно небольшая кара, исходящая от Него. И они не сказали «перст Авая (Б-га)» потому, что фараон и его слуги упоминали это особое Имя только в разговоре с Моше, ведь он им его назвал. А на то, что на этот раз они не смогли «произвести вшей», «была причина от Б-га», и Он по Своей воле расстроил их замысел, ведь все принадлежит Ему и все у Него в руках.

А может быть, они смогли превратить воду в кровь и привести из Нила лягушек именно потому, что для этого не требовалось сотворить или создать что-либо новое. Ведь в Торе не сказано «ויהיו הצפרדעים – и стали лягушками», а только «וַתַּעַל הַצְּפַרְדֵּעַ – и поднялись лягушки» (Шмот, 8:2), т. е. собрались вместе и поднялись (на землю Египта). Но наказание вшами было связано с созданием нового, ведь естественным путем прах земли не превратится во вшей – а сказано: «עֲפַר הָאָרֶץ הָיָה כִנִּים כָּל – весь прах землистал вшами» (там же, 8:13). И также говорится: «לְהוֹצִיא אֶת הַכִּנִּים – произвести вшей» (8:14) – подобно тому, как написано про дни сотворения мира: «תּוֹצֵא הָאָרֶץ נֶפֶשׁ חַיָּה וגו’ וַיְהִי כֵן – Да произведет земля живые существа… И стало так» (Берешит, 1:24). А подобное дело не может совершить никто, кроме Творца, да будет Он благословен и превознесен. И поэтому «делали жрецы то же с помощью своей магии, …но не смогли» – они заклинали демонов, чтобы те выполнили их волю, но задача оказалась демонам не по силам.

И подтверждение этим своим словам я нахожу в следующем толковании наших наставников по поводу казни лягушками. Раби Акива утверждал, что <сначала> была всего одна лягушка [Ведь написано в единственном числе: וַתַּעַל הַצְּפַרְדֵּעַ (буквально: «и поднялась лягушка)], и она родила полчища других, наполнивших Египет. Сказал ему раби Элазар бен Азарья: «Тебе ли, Акива, толковать древние предания?! Оставь это и занимайся законами о язвах проказы и законами о ритуальной нечистоте [т. е. «занимайся сложнейшими алахическими разделами Торы, в которых ты знаток, а предания (агадот) оставь в покое» (Раши на Санедрин, 67б)]! Действительно, <сначала> была одна лягушка, она квакнула, и пришли остальные». Мне представляется, что, по мнению раби Элазара бен Азарьи, жрецы не в состоянии изменить естественный ход событий: сделать так, чтобы лягушка родила больше, чем ей отпущено природой, – но египетские маги, прибегнув к помощи демонов, собрали лягушек <со всего мира> и напустили <на Египет>.

…А по поводу наказания вшами наши наставники говорили, что демоны не властвуют над существами меньшими, чем чечевица, – и жрецы «не смогли» даже просто собрать множество вшей со всего мира и доставить в Египет. [Согласно точке зрения большинства мудрецов, демоны вообще не способны сотворить какое-либо живое существо – ни такое маленькое, как вошь, ни такое большое, как верблюд. Однако они могут собрать крупные существа и перенести их в другое место – а мельчайшие существа, подобные вшам, они не в состоянии даже собрать и перенести («Шмот Раба», 10:7; ср. также Санедрин, 67б, Раши).] И еще сказано в мидраше: когда жрецы убедились, что не могут «произвести вшей», они сразу поняли, что эти казни были не магическими трюками с заклинанием демонов, а наказанием от Б-га, – и после этого они уже не пытались противостоять Моше и повторять его чудеса.

А то, что Моше не предупредил фараона о наказании вшами, мне кажется, произошло потому, что Аарон ударил посохом по земле прямо на глазах фараона, как это было, например, и с печной золой (которую Моше бросил в небо на глазах фараона, и возникли нарывы на коже у людей и животных).

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за право пользоваться их переводом комментария Рамбана на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=23076