Комментарий Рамбана к Торе — Глава Ваэра

Дата: | Автор материала: Рамбан

1638

«Я им не открылся»

Раши комментирует так: «Я открывался праотцам как Б-г Всемогущий, Я дал им множество обещаний, говоря при каждом из них: Я – Б-г Всемогущий! – но под Своим Именем Г-сподь Я не был ими познан. Здесь не написано לא הודעתי (не известил, не открыл), но написано: לֹא נוֹדַעְתִּי (не стал известным, не был познан) [Ведь Всевышний все же назвал Аврааму Свое сокровенное Имя, сказав: «Я – Г-сподь, который вывел тебя из Ур-Касдима» (Берешит 15:7), – однако ни Авраам, ни другие праотцы не постигли Творца в этой Его сокровенной сущности (см. Сифтей хахамим на Шмот 6:3).]. Я не был ими познан в Своем сокровенном качестве, в котором Я зовусь Именем Г-сподь. …Все это объяснение Раши.

…И суть этих строк Торы в том, что Всевышний открылся праотцам под тем Именем, силой которого Он, преодолевая систему небесных сфер, совершал для них великие чудеса, не отменявшие, однако, естественного порядка вещей: Он «сохранял им жизнь во время голода и спасал их на войне от меча», давал им богатство, почет и все блага. И таким же образом (т.е. силой Имени) осуществляется всякое воздаяние, о котором говорится в Торе, – все благословения и проклятия. Ведь любое благо в награду за выполнение заповеди или любая беда в наказание за прегрешение не могут придти к человеку иначе, как через чудо. А если бы человек был предоставлен естественному ходу событий и «власти» созвездий, тогда бы его поступки ничего не убавляли и не прибавляли в его судьбе. Но в этом мире любая награда и наказание, о которых говорится в Торе, приходят к человеку чудесным образом. И это «скрытые чудеса», так как видящему их может показаться, что осуществляется естественный ход вещей, а на самом деле это – награда или наказание. …И я еще это разъясню, если будет угодно Б-гу…

А причина в том, что, когда Всевышний открывался праотцам и говорил с ними, Он проявлял Себя в качестве, называемом «Мерой мягкого Суда» (мидат а-дин рафа), – тогда как с Моше Он проявлял Свою Меру Милосердия, которая выражается в Его великом Имени [А рабейну Бхайе указывает, что духовный уровень, условно называемый мудрецами Талмуда «прозрачное стекло» (аспакларья а-меира), связан с пророческим постижением Меры Милосердия Всевышнего, выраженной Его Именем (י-ה-ו-ה), – и это Мера, посредством которой совершаются открытые чудеса, изменяющие ход природных процессов. А духовный уровень, называемый «стекло, которое не просвечивает» (аспакларья ше-эйна меира), связан с постижением Его Имени, посредством которого совершаются «скрытые чудеса», – и это уровень пророческого постижения праотцев]. …И с тех пор Моше уже не упоминал Имени «Всемогущий», потому что Тора была дана Его великим Именем, как сказано: «Я – Г-сподь, Б-г твой Всесильный» (Шмот, 20:2). …И да откроет Святой, благословен Он, нам глаза, чтобы мы удостоились увидеть чудеса в Его Торе.

Почему маги попрятались по домам?

«И не могли жрецы устоять перед Моше» (Шмот, 9:11).

Они опустили головы от стыда и позора, поскольку не смогли уберечь даже самих себя и тоже были покрыты нарывами, – поэтому они не явились во дворец к царю и не показывались Моше на улице, а сидели взаперти у себя в домах.

«И ожесточил Б-г сердце фараона» (Шмот, 9:12).

Возможно, что во время предыдущих казней именно присутствие жрецов укрепляло сердце фараона – ведь они красовались перед ним, демонстрируя свою мудрость. Но теперь они не пришли, и ему было не на кого опереться, – и остался он только со своими грехами, которыми и «был уловлен».

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за право пользоваться их переводом комментария Рамбана на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=10359