Недельная глава Ваэра — Десять египетских казней

Дата: | Автор материала: Леках тов

1592

Перед первой из десяти египетских казней Творец повелел Моше сказать фараону (Шмот, 7:17): «Так сказал Г-сподь: из этого узнаешь, что Я – Г-сподь. Вот я [Моше] ударю посохом, который в моей руке, по воде, которая в реке, и [вода] превратится в кровь».

В пасхальной Агаде раби Йеуда дает нам мнемоническое обозначение десяти египетских казней: דצ»ך עד»ש באח»ב (ДеЦаХ АДаШ БеАХаВ). Эти десять букв, составляющие три аббревиатуры, являются первыми буквами названий каждой казни: ד (далет) – דם (дам, кровь); צ (цадик) – צפרדע (цфардеа, лягушки); ך (каф) – כינים (киним, вши); ע (аин) – ערוב (аров, дикие звери); ד (далет) – דבר (девер, мор); ש (шин) – שחין (шхин, язвы); ב (бет) – ברד (барад, град); א (алеф) – ארבה (арбе, саранча); ח (хет) – חושך (хошех, тьма); ב (бет) – בכורות (бехорот, смерть первенцев).

Многие комментаторы объясняют разделение десяти казней на ДеЦаХ АДаШ БеАХаВ в соответствии с тем, что сказано в стихах о каждой из этих четырех групп казней. Перед казнью «кровь» – первой казнью из ДеЦаХ – сказано: «Из этого узнаешь, что Я – Г-сподь…». Ведь фараон оспаривал существование Б-га, как написано в конце главы Шмот (Шмот, 5:2): «Я не знаю Г-спода…».

Перед казнью «скопище зверей» – первой казнью из АДаШ – сказано (Шмот, 8:18): «…чтобы ты знал, что Я – Г-сподь среди земли». Эти казни призваны опровергнуть суждение о том, что даже если Б-г существует, Его не будет интересовать, что происходит с простыми смертными.

Третья группа казней призвана опровергнуть заблуждение фараона о том, что есть два центра власти. Поэтому перед казнью «град» – первой из этой группы – сказано (Шмот, 9:14): «…чтобы ты знал, что нет подобного Мне на всей земле».

По мнению автора «Кли Якар», каждая из этих казней является доказательством для той идеи, которой она призвана научить. Известно, что египтяне обожествляли реку Нил. Поэтому Г-сподь сначала стал вершить суд именно над одним из их богов, чтобы показать, что Он выше, чем что бы то ни было в этом мире. Понятно, что когда река, которую все считают богом, внезапно целиком превращается в кровь, следует прийти к выводу о том, что есть Сила, которая выше, чем то, что знали фараон и его народ.

После того, как фараон осквернил Имя Небес и сказал: «Я не знаю Г-спода», река сообщила ему, что следует освящать Имя Б-га: «И воскишит вся река лягушками, и подни­мутся они, и войдут в твой дом…» (Шмот, 7:28). Обожествляемый египтянами Нил сам производит то, что подтверждает реальность существования Б-га. А порожденные им лягушки освящают Имя Небес, запрыгивая даже в печи. Этот урок был настолько сильным, что еврейские праведники Хананья, Мишаэль и Азарья последовали примеру лягушек и предпочли сгореть в печи, но не поклониться вавилонскому истукану, сказав себе: «Раз даже жабы жертвовали собой ради освящения Имени Б-га, то мы – тем более». После того как их бросили в раскаленную печь, они были чудесным образом спасены – в награду за освящение Имени Б-га, которое они совершили (см. Даниэль, глава 3).

О казни «вши» сказано (Шмот, 8:15): «И сказа­ли колдуны Паро: перст Б-жий это». Эта казнь заставила даже колдунов фараона признать величие Б-га и воцарить Его Имя, сказав, что это сделал именно Б-г. А мы знаем, что «признание ответчика подобно свидетельству ста свидетелей» (Кидушин, 65б).

Затем идут казни из группы АДаШ, которые призваны показать, что Г-сподь, благословен Он, следит за тем, что происходит с Его творением, и влияет на все аспекты жизни человека. Эти казни опровергают мнение тех, кто верит, что Святой, благословен Он, контролирует лишь судьбу человечества в целом, а не жизненный путь отдельных людей. По их словам, все находятся в одном горшке: нет никакой разницы между одним человеком и другим, между тем, кто служит Б-гу, и тем, кто не служит Ему. Поэтому дикие звери пришли на них именно скопищем, и несмотря на это, сказано (Шмот, 8:18): «И отличу Я в тот день землю Гошен, на которой народ Мой стоит, чтобы не быть там скопищу [зверей и гадов], чтобы ты знал, что Я – Г-сподь среди земли». Звери, пришедшие с этой казнью, могли ходить по всей стране, и тем не менее, не стали заходить в землю Гошен. Именно поэтому в конце стиха сказано: «Чтобы ты знал, что Я – Г-сподь среди земли», то есть что Он контролирует, в том числе, и детали происходящего на земле. Это был ясный и четкий знак того, что существует различие между праведником и грешником и что Святой, благословен Он, контролирует каждую деталь жизни людей.

О казни «мор» тоже сказано (Шмот, 9:4): «И различие сделает Г-сподь между скотом Израиля и между скотом Египта, и не умрет из всего [принад­лежащего] сынам Исраэля ничего». Это намек на контроль Б-га над деталями.

То же относится и к казни «язвы». Пыль летала по всей египетской земле, но между евреями и египтянами была преграда. Об этой казни сказано так: «И не могли колдуны стоять перед Моше из-за язв…» (Шмот, 9:11). Колдуны не могли выстоять в своем споре с Моше, потому что они называли причину каждой казни – кроме этой казни, которую они не смогли объяснить. Все остальные казни поражали всех египтян, включая колдунов, одновременно, а казнь «язвы» сначала поразила колдунов, и лишь затем – остальных египтян, как сказано: «…так как были язвы на колдунах и на всех египтянах» (там же). Поэтому маги фараона не могли выстоять в споре с Моше, который утверждал, что за то, что колдуны ужесточили сердце фараона своим чародейством и обманом, они пострадали от язв первыми.

Казни из группы БеАХаВ были призваны показать фараону, что «нет подобного Мне на всей земле» (Шмот, 9:14). Чтобы опровергнуть утверждение фараона о том, что существуют два центра власти, а именно – созвездие Овна и Солнце, три предпоследние казни («град», «саранча» и «тьма») скрыли свет солнца и созвездий. Когда шел град, небеса, очевидно, были закрыты тучами – так, что было невозможно увидеть свет солнца все то время, пока шел град. О нашествии саранчи сказано, что она «…покрыла вид земли, и померкла земля» (Шмот, 10:15). Понятно, что во время следующей казни – трехдневной тьмы – ни солнца, ни звезд тоже не было видно. Казнь первенцев тоже произошла ночью. Все это опровергает утверждение фараона о власти Солнца и созвездия Овна. Поэтому о граде сказано: «…которому не было подобного…» (Шмот, 9:24). Все это подтверждает слова Б-га о том, что «нет подобного Мне на всей земле». Особенно – казнь первенцев, которая символизирует покорность созвездия Овна – первенца среди созвездий. Это то, что написано о египетских казнях в книге «Кли Якар».

В нескольких местах Торы написано, что египетские казни были предназначены не только для того, чтобы наказать фараона и научить его основам веры, но и для того, чтобы научить им и всех остальных людей, и в частности – народ Израиля. И речь не только о поколении исхода из Египта, но и об остальных поколениях, как написано (Шмот, 10:2): «И чтобы ты рассказывал ушам твоего сына и сына твоего сына о том, как Я глумился над Египтом, и о Моих знамениях, которые Я совершил среди них, и [чтобы] вы знали, что Я – Г-сподь». И потому размышления о десяти казнях и о том, как описывают их наши мудрецы в своих мидрашах, серьезно укрепляют нас в вере. И так пишет Рамбан в своем комментарии к главе Бо (в конце главы), коротко объяснив назначение египетских казней образом, похожим на объяснение «Кли Якар»: «Потому что все это египтяне отрицали или сомневались в этом. Если так, эти великие знамения и чудеса – верные свидетели веры в Творца и во всю Тору. И поскольку Святой, благословен Он, не станет совершать чудеса и знамения в каждом поколении, перед глазами каждого злодея или отрицающего основы, Он приказал нам, чтобы мы всегда напоминали себе о том, что видели наши глаза, и передали это нашим сыновьям, а наши сыновья – их сыновьям, а их сыновья – последнему поколению».

По книге рава Яакова Байфуса «Леках Тов». Подготовил рав Элияу Швальб


http://www.beerot.ru/?p=30388