Леках Тов — Чудеса исхода из Египта – чтобы постичь пути Небес

Дата: | Автор материала: null

1381
матот-масей

Рав Йехезкель Левинштейн часто говорил с учениками об Исходе. В одной из бесед он объяснил это тем, что Исход из Египта – основа и ключ к пониманию дел Творца. Так говорил Саба из Кельма (великий наставник мусара – рав Симха Зисл Зив): «”Я – Г-сподь, Б-г твой, Который вывел тебя из страны Египетской…” – пусть человек вдумается в слова: “Который вывел тебя из Страны Египетской”, – и поймет, что “Я – Г-сподь, Б-г твой”». Все обязанности наши в этом мире проистекают из выхода из Египта.

Сказано в Торе: «И Я ожесточу сердце фараона и преумножу знамения и чудеса Мои в Стране Египетской…» Говорит Раши: «Поскольку озлобился и ожесточился он (фараон) против Меня, и ясно предо Мной, что не угодно народам-идолопоклонникам обратиться ко Мне всем сердцем, уж лучше пусть ожесточится сердце его, чтобы благодаря этому умножились Мои знамения – и вы познаете могущество Мое».

Таковы пути Всевышнего: «Все созданное Именем Моим – ради славы Моей создал Я». Это означает, что цель всего творения лишь в том, чтобы приумножить славу Творца в мире. Если бы народы мира всем сердцем обратились к Всевышнему, это само по себе приумножило бы славу Его. Но поскольку Ему известно, что народы не отвратятся от зла своего, лучше, чтобы слава Всевышнего умножилась другим путем. Пусть ожесточится сердце фараона, и пусть умножатся знамения и чудеса в Египте – и благодаря этому народ Израиля познает могущество Творца. Таково качество Всевышнего: он приводит несчастья на народы мира с тем, чтобы евреи услышали и устрашились, как сказано: «Истребил Я народы, опустели углы их… Сказал Я: ”Только страшись Меня, прими наставление!”»

Цель казней египетских на протяжении двенадцати месяцев была лишь в том, чтобы устрашились евреи, приняли наставление и познали величие Всевышнего, как сказано: «Ибо Я отяготил сердце фараона… чтобы рассказал ты сыну твоему и сыну сына твоего, как Я истязал Египет». Все было для этого, как сказано: «Чтобы рассказал ты сыну твоему и постиг величие и могущество Всевышнего».

Возьмем, к примеру, первое знамение, которое показали Моше и Аарон фараону. Говорит мидраш: «Когда бросил Аарон посох и он превратился в змея, стал фараон смеяться над Моше и Аароном и кукарекать по-петушиному. Сказал им: “Так принято в мире, что товар везут в то место, где он нужен. Разве вы не знаете, что я владею всем колдовством?” Сразу же послал он за учениками (колдунов) – и они сделали то же самое. Мало того – позвал жену свою, и она сделала тоже, и даже дети четырех-пяти лет сделали то же». На первый взгляд непонятно: почему первое знамение от Всевышнего было такое, что фараон мог утверждать, что это – всего лишь колдовство? Почему Всевышний не поразил его сразу мором или язвами, которые египетские колдуны не cмогли бы повторить?

Таковы пути Небес: испытание возможно лишь тогда, когда есть место заблуждению, чтобы определить, сможет ли человек, несмотря на это, увидеть волю Б-га. Как только Моше и Аарон появились во дворце фараона, он должен был увидеть в них посланцев Небес. Ведь он знал и раньше, что придет избавитель Израиля, чтобы вывести евреев из его страны. Это испытание было даже легче, чем другое, с посохом, превратившимся в змея. Тем более, что, как говорят наши мудрецы, в тот день во дворце фараона был пир в честь дня его рождения, и к самому царю было невозможно подступиться. Дворец, кроме того, был окружен львами. Но, несмотря ни на что, Моше и Аарон вошли, даже не получив разрешения. Само то, что фараон не удивился, увидев перед собой гостей, ясно говорит о том, что он понимал, что их сопровождает незримая стража. Однако злодейство и дурное сердце не дали ему согласиться с истиной и устоять даже в таком незначительном испытании. Всевышний подвергает человека испытаниям в течение всей его жизни: вначале более легким, но если человек не выдерживает их, то более тяжелым.

Итак, после первого испытания фараон был подвергнут второму – с посохом, когда он мог объяснить происходящее колдовством. Однако и в этом испытании он мог бы устоять, ведь сказано: «И проглотил посох Аарона их посохи», – проглотил после того, как снова превратился в посох той же толщины. Но после того, как вначале фараону удалось объяснить все колдовством, в дальнейшем ему уже было тяжелее признать свое заблуждение. Таково свойство человека: заблуждаясь в начале пути, ему все сложнее и сложнее признать истину в дальнейшем.

Так говорит и мидраш: «”Весь дух свой выдохнет глупец”, – это фараон, насмехавшийся над Всевышним, утверждая, что все, что делали Моше и Аарон, это колдовство. “А мудрый в конце восхваляем” – намек на Всевышнего: “И проглотил посох Аарона их посохи”. Вначале Всевышний дает возможность человеку заблуждаться, отрицая Его провидение, и лишь в конце делает истину явной».

Если бы мы действительно верили в это, то насколько легче было бы нам обрести качество упования на Всевышнего! Когда человек сталкивается с трудностями и препятствиями на своем пути, дух его сломлен, и он не верит в помощь Небес. Если бы только он понимал, что «мудрый в конце восхваляем» (то есть, только в конце пути Всевышний показывает свое провидение), он полагался бы на Творца и не отчаивался. Заблуждение же состоит в том, что мы полагаем, что пути Небес подобны путям человеческим. Когда кто-то хочет сделать добро другому, он делает это, не откладывая. Однако сказано: «Не ваши пути – пути Мои». Нужно вглядеться в пути Всевышнего, как мы их видим в Торе, и понять, что «в конце – восхваляем».

Перевод М. Гафт


http://www.beerot.ru/?p=9124