Глава Пекудей — Потенциал и действие в заповедях о Мишкане

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

452
потенциал и действие

«Моше сделал все так, как повелел ему Г-сподь, (точно) так он и сделал» (Шмот, 40:16).

В главах Ваякель и Пекудей есть один непонятный момент: все, сказанное в главе Ваякель (описание утвари Мишкана), на первый взгляд, выглядит повторением сказанного в главе Трума. А сказанное в главе Пекудей (описание одеяний коэнов) – повторяет сказанное в главе Тецаве. Это непонятно: зачем Тора заново повторяет то, что уже было подробно описано в предыдущих главах?

Чтобы понять это, рассмотрим еще один вопрос.

Сказано (Диврей а-Ямим 1, 29): «Тебе, Всевышний, (принадлежит) величие (милосердие), мужество, великолепие, вечность… Тебе, Всевышний, (принадлежит) царство, и Ты возвышаешься во главе всего». Известно объяснение мудрецов, что этот стих содержит в себе семь путей, по которым Всевышний управляет миром.

Если задуматься над порядком сказанного, возникает недоумение: зачем перед упоминанием седьмого пути – «царство», говорящего о качестве малхут, власти, царь Давид повторяет заново: «Тебе, Всевышний»? Ведь он уже в начале стиха сказал, что он говорит о путях управления Всевышнего, зачем нужно было второй раз упоминать, что и это — Всевышнего?

Речь идет вот о чем. Объясняют наши мудрецы («Шмот Раба», 33:4): «Все, что Всевышний сотворил Наверху, ты сможешь найти и внизу».

Любое качество в мире построено из двух ступеней. Например, возьмем качество милосердия (хесед) в начале этого стиха. Если мы попытаемся определить суть этого качества, которое Всевышний запечатлел в душе человека, мы обнаружим, что оно состоит из двух частей:

Первая часть – это потенциал: качество милосердия во всей его мощи.

Оно выражается в том, что человек понимает и признает достоинство этого качества, а также в искреннем желании помогать и оказывать добро ближним. Если спросить настоящего еврея: «Если бы у тебя было много денег, чтобы ты сделал?», он не ответит: «Купил бы роскошную машину». Его первый ответ всегда был бы: «Я бы сделал хесед… помог бы кому-то». Этот факт указывает на качество хеседа, заложенное в человеке.

Вторая часть качества хесед – это его проявление в действии.

Это сила совершать добрые деяния. А именно – оказаться в ситуации, когда есть силы и возможности делать хесед. Поскольку желание уже существует, и не хватало только перевести его из потенциала в действие, то, когда у человека появляется возможность помочь ближнему, конечно же, он делает это.

Мы учим из этого, что возможна ситуация, когда человек постигнет своим разумом всю глубину этих возвышенных качеств: мудрость, мужество, милосердие и т. п., однако у него все еще не будет возможности реализовать свои желания.

Перевод из потенциала в действие – это суть качества малхут (царство). «Царь» – это не тот, у которого есть все необходимые способности для того, чтобы быть царем, а тот, кто в состоянии это реализовать.

В Небесном управлении качество хесед тоже как бы делится на две части: есть качество добра, которое пророк (Миха, 17) называет: «Ведь желает милосердия Он», а именно – что Всевышний желает бесконечно одарять добром сотворенных Им, но есть и другая сторона – дарование добра творениям на деле, исходящая из Его качества малхут.

Практическое выражение царства – это власть на деле. Так действуют и пути Небес: источник реального влияния управления Всевышнего в этом мире, его реализации, — это только качество малхут.

Поэтому и сказано второй раз: «Тебе, Всевышний, царство». Ведь, по сути, это две разные темы. Во-первых, Всевышний, благословен Он, обладает всеми этими качествами: милосердием, мужеством и т. п. Однако царство – это другое дело, это перевод всех этих качеств и путей управления в действие, в практику.

В главах Трума и Тецаве даны заповеди: «Пусть сделают мне Святилище», «Сделай менору из чистого золота» и т. п. Все они – указания к действию. Но завершение этих действий, приведение их к совершенству, заложено именно в главах Ваякель и Пекудей, которые являются уже практическим этапом, когда сказано: «Моше сделал». Доведение до совершенства силы, заложенной в указании, реализуется приведением ее в действие при выполнении заповеди.


http://www.beerot.ru/?p=50386