Ваякель — Тору постигает тот, кто «умерщвляет» себя ради нее

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

1337

«Вот закон: если человек умрет в шатре…» (Бемидбар, 19:14).

Ближайший Шаббат называется Шаббат Пара, поскольку мы читаем отрывок из Торы, посвященный заповеди о красной корове. В этом отрывке говорится о нечистоте умершего, а также об очищении от нее. В конце отрывка Тора подводит итог обязанности очищения следующими словами: «Вот закон…».

В этом месте слово «Тора» использовано в значении «закон». Однако из-за того, что в Торе не сказано «Вот закон об умершем» (как в случаях с другими заповедями, к примеру, «Вот закон о грехоочистительной жертве»), наши мудрецы учат, что здесь существует намек на верный путь изучения мудрости Торы. Сказано в трактате Брахот (63б): «Откуда следует, что Тору постигает тот, кто умерщвляет себя ради нее? Из сказанного: “Вот закон: если человек умрет в шатре…”».

Таким образом, этот отрывок учит нас, какой путь следует избрать, чтобы удостоиться понимания и знания Торы: этого можно добиться лишь в том случае, если изучающий Тору «умертвит» себя ради нее.

Каким же образом следует «умертвить» себя ради Торы? Как можно исполнить это предписание? Это мы сможем понять из слов Рамбама («Законы изучения Торы», 3:12): «Тот, кто совмещает учебу с удовольствиями, с едой и питьем, тратит часть своего внимания на все эти наслаждения? и не отдается полностью постижению мудрости Торы, которую он изучает в этот момент, и по этой причине не увидит успеха в учении своем, ведь сказано, что только тот постигает Тору, кто умерщвляет себя ради нее, и постоянно истязает свое тело, не дает сна глазам своим, и векам – дремоты». Сказали мудрецы, что есть здесь намек: “Вот закон (Тора): человек, если умрет в шатре” – словами Торы овладевает по-настоящему только тот, кто умерщвляет себя ради нее в шатрах мудрецов…». Отсюда мы учим, что речь идет о человеке, который полностью выкладывается, изучая Тору, тратит на нее все свои силы и энергию.

Однако слова Рамбама «Не овладевает по-настоящему словами Торы тот, кто занимается ею расслабленно, и тот, кто совмещает учебу с удовольствиями, с едой и питьем…» требуют пояснения. Почему требуется истязать свое тело и отказывать себе в еде и питье? Наоборот – тот, кто будет изучать Тору, питаясь и отдыхая, как полагается, будет лучше усваивать изученный материал.

Используя эту установку, мы сможем понять слова Рамбама. Тот, кто совмещает учебу с удовольствиями, тратит часть своего внимания на них, и не отдается полностью постижению мудрости Торы. По этой причине он не увидит успеха в учебе, ведь сказано, что только тот постигает Тору, кто умерщвляет себя ради нее.


http://www.beerot.ru/?p=12360