Леках Тов — Пришельцем был я в чужой земле

Дата: | Автор материала: null

1362
матот-масей

«…имя одного из них – Гершом, ибо сказал: “Пришельцем был я в чужой земле”» (Шмот, 18:3).

Назвав одного из своих сыновей Элиэзером, Моше благодарил и прославлял Всевышнего, спасшего его от меча фараона. Однако имя Гершом вызывает удивление – почему Моше назвал сына в память о том, что он был чужаком? И еще: почему он назвал так первого сына, а не второго, ведь спасение от преследований фараона предшествовало изгнанию в Мидьяне?

Хафец Хаим говорит, что понять это можно, вспомнив, где и среди кого находился Моше в те дни. Во всем Мидьяне он был единственным евреем, верившим в Творца. Даже Итро, принявший позже Тору, был еще далек от такой веры, и, разумеется, дела его не могли еще служить примером для подражания. Лишь придя в лагерь Израиля, он скажет: «Теперь я знаю, что велик Г-сподь…». Рассказывает также Мидраш, что, когда Моше взял в жены Ципору, Итро требовал от зятя, чтобы первого сына тот посвятил идолам (и поэтому Итро не давал Моше обрезать первенца все время, пока тот пребывал в доме тестя).

Теперь понятно, что Моше опасался влияния окружающих как на него самого, так и на своих домашних. И поэтому он назвал своего первого сына Гершом – «ибо пришельцем был я в чужой земле», желая, чтобы это имя ежедневно служило ему напоминанием о том, что все дни в этом мире он – не более чем пришелец, чужак. До тех пор, пока не вернется душа к источнику своему, став там постоянным жителем.

Говорил Хафец Хаим: «Представим себе человека, который поехал на ярмарку. Зная, что там можно заключить выгодные сделки и хорошо заработать, он отправился в дальний путь и надолго оставил семью. Что ответит этот человек тому, кто подойдет к нему на ярмарке и предложит, к примеру, приятно провести время в развлечениях? «Отстань от меня! Для того ли оставил я свой дом и отправился в дальний путь?! Я ведь здесь только чтобы заработать на жизнь себе и своей семье. Каждая минута мне дорога»!

Так и душа человека ненадолго спускается из высших миров лишь для того, чтобы приобрести Тору и награду за исполнение заповедей. И вот, злое начало человека обращается к душе, предлагая ей провести немалую часть драгоценного времени напрасно. Пусть ответит ему как торговец из притчи: «Разве ты не знаешь, что я – чужак в этой стране?! Моя душа спустилась с Небес на землю, оставив свое доброе жилье, лишь затем, чтобы приобрести здесь товар, который принесет вечное благо. Как же ты смеешь отвлекать меня ради пустого?! Что отвечу я Творцу моему, если вернусь домой с пустыми руками?!»

Книга «Шней Лухот а-Брит» рава Йешаяу а-Леви Гурвица говорит, что под определением ам а-арец – «народ земли» (относимое, обычно, к человеку невежественному) имеется в виду тот, кто чувствует себя в материальном мире – как дома. Человеку подобает выработать в себе ощущение пришельца, чужака в этом мире.

Рав Хаим Шмулевич объяснял, что означает выражение бен олам аба – «сын будущего мира»: «Это такой человек, по которому и в обыденной жизни видно, что пребывание его здесь – только временно, он принадлежит другому миру. Как, например, о туристе из Америки везде говорят, что он – американец, так и о человеке, который лишь посетил этот мир, говорят, что он – сын мира грядущего».

Рав Элияу Элиэзер Деслер как-то провожал своего ученика, уезжавшего за границу. Подходя к вокзалу, ученик попросил учителя благословить его. «Я от всего сердца желаю тебе найти удобное место в поездке», – сказал рав. «Вот как! – Удивился ученик, –я ведь просил благословение, которое сопровождало бы меня всю жизнь, а Вы пожелали мне только удачной поездки»? Ответил ему рав Деслер: «Я благословил тебя на всю жизнь. Я имел в виду путь, продолжающийся всю жизнь, – путь к миру грядущему. Я желаю тебе, чтобы на протяжении всего этого долгого пути тебе было удобно».

Человеку следует всегда чувствовать себя, как в пути. Подобно тому, как обычный человек не придает большого значения неудобствам в поездке, поскольку знает, что это ненадолго, так не помешают неудобства и тому, кто выработал в себе ощущение, что этот мир – лишь преддверие мира грядущего. Зная это, он сможет превозмочь трудности, материальные и духовные, на пути своей жизни, «ибо пришельцем был я в чужой земле».


http://www.beerot.ru/?p=9655