Недельная глава Итро — Величие Б-га, открывшееся Итро

Дата: | Автор материала: Леках тов

1673

Когда наш учитель Моше рассказал Итро о чудесах, которые совершил Творец во время исхода евреев из Египта, тот сказал: «Ныне узнал я, что Г-сподь выше всех божеств, ибо тем, что злоумышляли, они [наказаны были]» (Шмот, 18:11).

В своем переводе Торы на арамейский язык Онкелос пишет так: «Ведь той вещью, которую египтяне замыслили совершить против евреев, – ей покарал их [Г-сподь]». То же объяснение находим и в сборнике мидрашей «Мехильта».

В своей книге «Беэр Йосеф» рав Йосеф Цви Салант объясняет, что авторы «Таргум Онкелос» и «Мехильты» имеют в виду, что Всевышний наказал египтян в соответствии с принципом «мера за меру» не только за то, что они на самом деле сделали, но и за то, что замышляли сделать. Причина этого – в том, что именно так работает принцип воздаяния применительно к преступникам народов мира: Святой, благословен Он, засчитывает их дурную мысль, как действие. (Так сказали наши мудрецы в сборнике мидрашей на книгу Бемидбар «Сифри», глава Ки Таво, и это приводит Раши в своем комментарии к книге Бемидбар, стих 26:5.) Одной из дурных мыслей египтян был замысел трех советников фараона. Одним из этих советников, как известно, был Итро (который, однако, не дал никакого дурного совета, а сбежал, за что был вознагражден тем, что его потомки стали членами Санедрина), двумя другими – Билам и Иов (Сота, 11). Когда фараон сказал «давай перехитрим его» (Шмот, 1:10), он, по мнению Гемары, имел в виду перехитрить того, кому суждено спасти еврейский народ. Сначала они думали убивать их огнем, затем – мечом, но в итоге остановились на воде, поскольку Всевышний уже поклялся не приводить больше потоп на землю. (А в книге «Зоар», глава Бо, написано следующее: «Иов был одним из приближенных фараона. Когда фараон захотел уничтожить Израиль, Иов сказал ему: “Нет, забери их имущество и поработи их тела тяжким трудом, но не убивай их”. За это сказал ему Святой, благословен Он: “Жизнью твоей [клянусь], что точно таким же образом ты будешь судим”. Что написано? (Иов, 2:5): “Но простри-ка руку Твою и коснись кости его и плоти его…”, см. там». Иов претерпел тяжелейшие страдания, но в результате остался жив.)

Итак, советники фараона выдвигали различные предложения по поводу того, как именно уничтожить евреев – мечом, или огнем, или забрать их имущество и поработить их тяжким трудом, – пока не пришли к выводу, что нужно уничтожать их водой. Итро, который был одним из советников, знал обо всем, что они замышляли и хотели сделать.

Когда Моше поведал своему тестю обо всем, что сделал Г-сподь фараону и египтянам, подробно рассказав о каждой казни, о том, как Святой, благословен Он, вынудил фараона сначала погнаться за евреями вместе со своим войском, а затем – зайти вслед за ними в море, и обо всех чудесах, совершенных там, Итро увидел, что все несчастья, обрушившиеся на египтян, в точности соответствовали тому, что они сделали евреям либо замышляли сделать. Они замышляли убить евреев мечом, и были поражены мечом: первенцы воевали с ними, взяв в руки мечи, и сказали наши мудрецы (приводится в сборнике «Ялкут Теилим», 136), что первенцы убили шестьсот тысяч египтян. Таким образом, египтяне были наказаны за свой замысел в соответствии с принципом «мера за меру».

Также они замышляли умерщвлять евреев огнем – и были поражены огнем, как сказано (Шмот, 9:23-24): «И огонь разливался по земле, и спустил Г-сподь град на землю Египетскую. И был град, и огонь, пламенеющий среди града…». Около моря Всевышний тоже наказал египтян огнем: «И вот, в утреннюю стражу воззрел Г-сподь на стан египетский в столпе огненном и облачном, и привел в замешательство стан египтян» (Шмот, 14:24). В толковании Торы на арамейском «Таргум Йонатан» об этом сказано так: «И посмотрел Г-сподь в гневе на египетское воинство в столпе огненном, чтобы бросить на них раскаленные угли…». А в толковании «Таргум Йерушалми» написано следующее: «И бросил на них нефть и огонь…». Получается, что и за свой замысел расправиться с евреями при помощи огня египтяне тоже получили наказание по принципу «мера за меру».

За свой замысел забрать имущество евреев (как сказано в приведенном выше отрывке из книги «Зоар») египтяне тоже были наказаны: евреи забрали все их имущество.

Итро, который был одним из советников фараона, понял, что все кары, постигшие египтян, в точности соответствовали тому, что они замышляли сделать против евреев. Именно поэтому он сказал: «Ибо тем, что злоумышляли, они [наказаны были]».


http://www.beerot.ru/?p=30943