Недельная глава Итро — Подготовка к заповеди определяет ее святость

Дата: | Автор материала: Леках тов

1592

В недельной главе Итро написано (Шмот, 19:2): «И двинулись они из Рефидима, и пришли в пустыню Синайскую».

В сборнике мидрашей «Мехильта» об этом стихе пишут так: «А ведь уже сказано [стихом выше] “пришли они в пустыню Синайскую”. Но этот стих связывает их выдвижение из Рефидима с их приходом в пустыню Синай: как их приход в пустыню Синай сопровождался тшувой, так и их выдвижение из Рефидима сопровождалось тшувой».

В своем комментарии к Торе «а-Эмек Давар» рав Нафтали Цви Йеуда Берлин (известный также как Нацив из Воложина) спрашивает: а почему нам так важно, что уже выдвижение из Рефидима сопровождалось тшувой? И он объясняет, что это учит нас тому, что чем раньше человек начнет готовиться к вещам, связанным со святостью, тем лучше он будет соответствовать им. В качестве доказательства Нацив приводит слова наших мудрецов (Бава Мециа, 85б) о раби Хие, который сделал так, чтобы Тора не была забыта еврейским народом, и обучил еврейских детей Торе. Гемара рассказывает, что для этого он посеял лен и вырастил его, пока тот не стал пригодным для изготовления нитей. Тогда он собрал урожай, замочил лен в воде, высушил его и отделил волокна. После этого он сплел из них нити, а из нитей он изготовил сети для ловли. С помощью этих сетей он вышел ловить оленей, привел их домой, зарезал их и раздал мясо беднякам. Шкуры он оставил у себя и сделал из них пергаменты. Затем он обработал их и начал писать пять книг Торы. Когда Тора была готова, раби Хия стал ходить по городам, в которых не было учителей. Там он учил еврейских детей пяти книгам Торы и шести разделам Мишны. Когда раби Йеуда а-Наси увидел все, что сделал раби Хия, он провозгласил: «Насколько велики деяния Хии!»

Возникает вопрос: если раби Хия хотел учить еврейских детей Торе, то все, что ему нужно было сделать – это купить пергамент на рынке, обработать его специально для написания свитка Торы и написать на нем пять книг Торы. Почему же он приложил столь много усилий и посвятил так много времени многочисленным приготовлениям – на первый взгляд, совершенно лишним? Все дело в том, что раби Хия хотел увеличить святость свитков, чтобы их влияние на сердца детей было особенно сильным. Поэтому он начал посвящать свои действия исполнению заповеди задолго до обработки пергамента, когда это становится необходимым с точки зрения закона. Уже засеивая семена льна, он думал о том, что цель этого сева – обучение Торе еврейских детей. И всякое действие, связанное с подготовкой к выполнению этой великой задачи, выполнялось им с чистым и святым намерением выполнить заповедь изучения Торы.

Об этом сказал рав Элияу Лопьян от имени Виленского Гаона, что если синагога будет построена такими материалами, которые с самого начала были сделаны во имя святости синагоги, и вся работа по строительству будет сделана с этим чистым намерением, то все молитвы в этой синагоге людьми обязательно будут произнесены с полной сосредоточенностью.

А еще он рассказал историю о том, как в одного человека вселился дух. Евреи захотели проверить, является ли этот дух воплощением чьей-то души или же просто нечистым духом. Они положили на голову одержимого книгу «Зоар» – именно так было принято определять природу духа: если он завопит при приближении к нему святой книги – значит, это действительно воплощение чьей-то души. И вот, когда на голову этого человека положили книгу «Зоар», дух не отреагировал. Принесли книгу «Зоар» другого издания, и дух сразу же закричал. Когда у него спросили, почему он не испугался первой книги, дух ответил: «Да, это та же книга, но первая была напечатана оскверняющими Шаббат, а вторая – Б-гобоязненными людьми!»

Сказал об этом рав Элияу Лопьян: «Итак, у нас есть две книги, идентичные по содержанию и форме. Только одна из них была изготовлена в святости, а вторая – лишена такой подготовки. На первый взгляд, между ними нет никакой разницы, но эта история учит нас обратному».

Потому замечателен удел еврейских юношей, которые учат Тору в домах учения, построенных и управляемых в святости и чистоте, и вся их цель – учить Тору в святости. Без сомнения, это является прочной основой для великого духовного здания, которое каждый может построить в самом себе на протяжении своей жизни.

По книге рава Яакова Байфуса «Леках Тов». Подготовил рав Элияу Швальб


http://www.beerot.ru/?p=30969