Недельная глава Ки Тиса
«А Скрижали – это деяние Всевышнего, и письмена на них – письмена Б-га, высеченные на Скрижалях» (Шмот, 32:16).
«Читай не “высеченные” (харут), а “свободные” (херут), ведь (поистине) свободен только тот, кто занимается учебой Торы» (Пиркей Авот, гл. 6).
Свобода выбора является положительной силой не сама по себе, а из-за возможности, которая дана человеку властвовать над ней. Наши мудрецы говорят: «Свободен только тот, кто занимается учебой Торы». На первый взгляд, это непонятно. Скажем, человек находится в месте, где нет кошерной еды, а он голоден. Конечно же, ему все равно нельзя есть. Возникает вопрос: разве он свободный человек?
Получается, что нужно сказать так: есть множество вещей, которые человек не может делать, но тем не менее он определяется как свободный человек.
Ответ же заключается в том, что истинная свобода зависит от владения собой!
В Торе (Берешит, 49) приводится, что наш праотец Яаков говорит Реувену, своему первенцу: «Поспешный, как вода, ты не будешь иметь преимущества…». Комментирует Раши: «Поспешный, как вода – ты слишком поспешил (перенести кровать своего отца в шатер Леи – прим. пер.), как вода, спешащая в своем течении… Поэтому ты не получишь этих преимуществ (коэнское звание и царство), которые был достоин получить». Реувен был первенцем, и поэтому власть над братьями должна была принадлежать ему.
Однако наш праотец Яаков сравнивает его поведение с водой. У жидкости нет самостоятельной формы. Чтобы сохраниться, ей требуется сосуд, и тогда она принимает форму сосуда. Твердое вещество же, напротив, сохраняет свою форму. Поэтому Яаков и говорит: поскольку ты по природе своей подобен воде, ты не сможешь сидеть на царском троне. Чтобы получить власть и стать лидером, человеку требуется чрезвычайно развитая самодисциплина.
Подобно этому Рамбам комментирует стих Теилим (32): «Не будьте, как конь, как мул, который ничего не понимает: в удилах и упряжке нужно запереть рот его, дабы не приблизился он к тебе!»
Животное не обладает разумом направлять свои движения так, чтобы не навредить. Поэтому, если у человека есть домашний скот, запрещено давать ему свободно передвигаться. Человек должен обуздать его и направлять в нужную сторону. Рамбам объясняет, что имеет в виду стих: ведь вы – люди, у вас есть разум и понимание. Поэтому вы должны пользоваться своим разумом, чтобы понять, что разрешено, а что запрещено. Вы должны сами, изнутри, владеть собой, и тогда не нужно будет обуздывать вас внешне.
Получается, что власть над свободой выбора – это и есть главная идея свободы в человеке.
Хорошие душевные качества – это результат абсолютной власти над свободой выбора, и человек обладает возможностью и обязанностью присвоить себе эти качества.
По Торе мы обязаны изменить себя к лучшему, и Тора дает нам инструменты, с помощью которых мы можем сделать это. Так же, как вода нуждается в сосуде, так и учеба Торы нуждается в сосуде, – в человеке с хорошими душевными качествами. Душевные качества (мидот) – это сосуд Торы. Поэтому сказано: «Дерех эрец (буквально «путь земли», т. е. хорошие человеческие качества) предшествует Торе».
По мнению Рамбама, хорошие качества приобретают, совершая множество хороших поступков, ведь «привычка властвует над всем».
Человеку следует много раз совершать поступки, вырабатывающие хорошие качества, и после того, как человек повторяет какое-то действие несколько раз, оно становится частью его личности. Кроме этого, конечно же, нельзя забывать об учебе Торы (ведь сказано: «Я создал дурное начало, создал и Тору как лекарство от него»).
Практически сразу же после выхода из Египта сыны Израиля встали у горы Синай и получили Тору.
Это было завершение их выхода на свободу, ведь именно тогда они стали по-настоящему свободными людьми (поэтому, когда мы говорим о четырех этапах Избавления, последним из них является «И взял» – дарование Торы). Без получения Торы и без возможности, которую Тора дарует человеку, чтобы исправить его качества, физическое избавление из рабства могло бы стать для них камнем преткновения. Теперь же, с получением Торы, свобода превратилась в великое благословение, позволяющее служить Всевышнему и исправлять свои качества.
Перевод: г-жа Лея Шухман