Недельная глава Ки Тиса
Рассказывая о грехе золотого тельца, Тора очень сурово говорит об Аароне – вплоть до того, что возлагает на него всю ответственность за этот грех, как сказано (Шмот, 32:35): «И поразил Г-сподь народ за то, что сделали они с тельцом, которого сделал Аарон». А в главе Экев (Дварим, 9:20) сказано так: «И на Аарона весьма прогневался Г-сподь, [намереваясь] погубить его; но я молился и за Аарона в то время». Объясняет Раши, что Г-сподь хотел погубить всех детей Аарона. В итоге, только благодаря молитве Моше, из четырех сыновей спаслись двое (спаслись, однако, двое менее важных сыновей Аарона, а Надав и Авиу, о которых Раши в комментарии к главе Шмини пишет, что их величие с некоторой точки зрения даже превышало величие Моше и Аарона, погибли).
Многие годы меня мучил вопрос: ведь, по логике вещей, Аарон должен был не только избежать наказания, но и получить огромную награду. Он сделал все, что в его силах, чтобы воспрепятствовать созданию тельца либо задержать его.
Сказано (Шмот, 32:2), что Аарон попросил требовавших создания нового божества евреев принести украшения их жен, сыновей и дочерей. Раши объясняет, что Аарон рассудил: поскольку людям жалко расставаться со своими украшениями, они станут медлить, а тем временем вернется Моше. Однако, вопреки ожиданиям Аарона, люди проявили расторопность и быстро и решительно расстались со своими украшениями.
Далее (Шмот, 32:4) сказано: «…и придал им форму резцом». Мой великий тесть рав Ицхак Зильбер, благословенна память праведника, объяснил нам слова Раши, что для того, чтобы задержать процесс, Аарон вырезал на каждом кольце форму.
И, наконец, Аарон говорит (там же, стих 5): «Праздник Г-споду завтра», чтобы отсрочить грех. Раши добавляет, что для того, чтобы выиграть время, Аарон лично строил тельцу жертвенник.
Я сравнил это со следующей вымышленной ситуацией. Чтобы добраться до дома, два праведника сели в попутную машину. Но через несколько минут оказалось, что водитель – террорист, который начал давить насмерть прохожих. Первый праведник сразу же открыл дверь и выпрыгнул из машины, чтобы не быть даже косвенно замешанным в этих убийствах. Второй же начал бороться с террористом, выкручивая руль в другую сторону и т. п., и, благодаря его действиям, погибло меньше людей. Кто является истинным праведником? Разумеется, второй, который изо всех сил старался предотвратить преступление, несмотря на то, что не смог предотвратить его полностью. Если так, то в чем заключается прегрешение Аарона?
Теперь я хочу привести несколько вариантов ответа на поставленный вопрос.
Можно сказать, что, с одной стороны, Аарон действительно заслуживает уважения за то, что всеми силами старался не допустить сотворения тельца, но когда у него закончились все уловки, и настало время, когда люди собрались бросить золото в огонь, он должен был, рискуя жизнью, сказать им, что нельзя этого делать.
Рамбан и Рабейну Бахье пишут, что Аарон собирался спустить «быка с колесницы» (имеется в виду образ быка, который видел пророк Йехезкель на Б-жественной колеснице), что само по себе не считается служением идолам, но присоединившийся к евреям эрев рав превратил это в служение идолам, и в этом заключается претензия к Аарону (поскольку мы не занимаемся сокрытым, мы не будем развивать эту тему).
Я нашел в «Мидраш Раба» пояснение к началу недельной главы Цав, в соответствии с которым также можно ответить на наш вопрос.
После того как телец был сделан, Аарон решил доказать народу, что в нем нет никакой силы, и поэтому повредил его, что показало, что телец не обладает никакими сверхъестественными качествами и свойствами. Моше прогневался на Аарона: почему он сделал евреев злонамеренными преступниками (поскольку теперь они поклонялись заведомо ложному божеству)? Он должен был оставить их неумышленными нарушителями. И поэтому Б-г хотел погубить Аарона, и даже в главе Ваикра не упомянуто его имя – только «сыновья Аарона», и лишь в главе Цав, после молитвы Моше, имя Аарона вновь упоминается.
Отмечу, что, найдя этот мидраш, я очень обрадовался тому, что наш вопрос был очень правильным, и если бы Аарон не сделал евреев умышленными преступниками, на нем не было бы никакого греха – только огромная заслуга!
Также этот мидраш подчеркивает справедливость мнения рава Ицхака Зильбера никогда не предостерегать людей, нарушающих закон Торы, говоря им, что за то или иное прегрешение положено наказание карет, скила и т. п. Ведь тем самым мы превращаем неумышленного нарушителя в умышленного. Вместо этого следует только говорить, что это большой грех. Упомянутый мидраш очень созвучен этим словам – ведь весь страшный гнев на Аарона был обусловлен лишь тем, что он сделал неумышленных нарушителей умышленными!
Кроме того, я нашел ясное доказательство словам моего тестя в трактате Шаббат: раби Йоханан сказал, что тот, кто осознанно шел на нарушение запрета Торы, но не знал, что за это нарушение полагается наказание карет, узнав об этом, обязан принести грехоискупительную жертву, и Рамбам устанавливает закон в соответствии с этим мнением! Таким образом, тот, кто совершает нарушение, не зная, что за это полагается карет, считается совершившим его неумышленно, и даже обязан принести соответствующее жертвоприношение.
Да удостоимся мы избежать как умышленных, так и неумышленных грехов!
Подготовил рав Э. Швальб