Леках Тов — Изучение Торы в страдании

Дата: | Автор материала: null

1328
матот-масей

«…и разбил их (скрижали) под горой» (Шмот, 39:12).

«И разбил их под горой» – поглядел Моше на скрижали и увидел, что исчезли надписи с них, и выпустил их из рук.

В тот час было решено об Израиле, чтобы учили Тору в страданиях и в порабощении, в скитаниях и в беспокойстве, в бедности и в нехватке пищи.

Рав Яаков-Исраэль Каневский (Стайплер), благословенна память праведника, говорит о том, почему именно после того, как были разбиты первые скрижали, евреям суждено учить Тору в бедности и гонениях.

В законах об изучении Торы пишет Рамбам: «Не утвердятся слова Торы в том, кто пренебрежительно относится к ним, и не в тех, кто учится в изнеженности, вкушая еду и питье. Только в том, кто умерщвляет себя ради них, всегда причиняя страдание своему телу (лишая его удовольствий), не давая сна глазам своим. И сказали мудрецы: «Обещано всякому, кто тяжело трудится над Торой в доме учения, что не вскоре забудет ее»». Во многих изречениях мудрецов мы находим, что успех в постижении Торы зависит от тяжести труда над ней и от страданий, которые человек перенес ради нее.

Причина этому, во-первых, в том, что все постигаемое человеком с легкостью так же легко и забывается. То же, к постижению чего приложено много усилий, навсегда отпечатывается в памяти.

И, во-вторых, никакое усилие не проходит зря. В ответ на собственные усилия человек удостаивается помощи с Небес в постижении того, что учит. Как сказано мудрецами: «По мере труда – награда».

Так, трудясь над Торой, несмотря на невзгоды, человек удостаивается сохранить Тору в памяти.

Однако все это – только после того, как были разбиты скрижали, и постижение Торы стало подвластным законам природы. Забвение Торы уподоблено нашими мудрецами разбитию скрижалей: «Не пренебрегайте мудрецом, забывшим Тору, ведь скрижали и обломки скрижалей находятся в Ковчеге». Сказано также (Эрувин, 54): «Если бы не были разбиты скрижали, не забывалась бы Тора Израилем». Выходит, что тогда не требовалось бы и учить Тору в тяжелом труде и страданиях.

И все же наш народ не в убытке. Ведь, как говорит Мидраш: «За всякое страдание в изучении Торы Всевышний воздаст вдвойне».

Рав Аарон Соловейчик рассказывал о происхождении замечательной династии мудрецов, к которой принадлежал автор книги «Бейт а-Леви», рав Хаим из Бриска и его потомки.

Во времена рава Хаима из Воложина жил еврей по имени Моше Соловейчик. Реб Моше занимался торговлей древесиной, владел лесными угодьями и был известен своим богатством и щедростью, готовностью помочь каждому. И вдруг однажды он потерял все свое состояние.

Происшедшее было весьма удивительно, так что по поручению рава Хаима из Воложина был создан специальный суд мудрецов Торы, чтобы разобраться в делах реб Моше и найти причину его внезапного падения.

После тщательной проверки судьи пришли к выводу, что все дела велись безупречно. Единственное, в чем можно было упрекнуть хозяина, – в том, что он не следовал совету мудрецов не расточать на благотворительность более пятой части доходов. Он жертвовал из своих денег всякому, кто просил и нуждался.

Сам же реб Моше, оставшись ни с чем, отправился учить Тору. Он учился старательно и охотно и вскоре проявил немалые таланты. Через некоторое время он считался одним из лучших учеников. И своих сыновей стал брать с собой в бейт-мидраш, пока они не прославились как великие знатоки Торы.

Спустя годы рав Хаим из Воложина рассказывал, что теперь он знает, почему разорился реб Моше. В награду за его щедрость и добрые дела на Небесах было решено дать ему потомков – мудрецов Торы.

Однако такая династия вряд ли могла вырасти в доме богача. Поэтому и забрали у него богатство, чтобы он стал учить Тору и удостоился потомков – выдающихся мудрецов Торы.

Перевод – рав М. Гафт


http://www.beerot.ru/?p=10619