Комментарии Рамбана — Глава Мишпатим

Дата: | Автор материала: Рамбан

1444

ПОРЯДОК ИЗЛОЖЕНИЯ ЗАКОНОВ

«И вот законы, которые ты разъяснишь им» (Шмот, 21:1)

Всевышний сообщил им законы как продолжение и развитие десяти речений. Ведь первое речение было посвящено постижению Б-га, второе – запрету идолослужения и т.д. И вот теперь Он повелел Моше: «Так скажи сынам Израиля: видели вы, что с небес Я говорил с вами» (Шмот, 20:19) – т.е. предостерег сыновей Израиля, чтобы они хранили в сердцах то, что увидели, и соблюдали данные Им заповеди. И это повеление: «Так скажи сынам Израиля…» соответствовало первому речению «Я – Г-сподь, Б-г твой» (там же, 20:2). А запрет «Не делайте при мне богов серебряных, и богов золотых не делайте себе» (20:20) соответствовал второму речению «Да не будет у тебя иных богов, кроме Меня» (20:3) – и этим была дополнена тема идолопоклонства.

Строка «И вот законы, которые ты разъяснишь им» соответствовала запрету «Не желай дома ближнего своего…» (20:14) – ведь если человек не знает законов, связанных с приобретением права собственности на дом, поле или другое имущество, он может ошибочно заключить, что некое желанное для него имущество принадлежит ему, и возьмет себе. Поэтому сказано: «…ты разъяснишь им справедливые законы, которым они должны следовать в отношениях друг с другом, чтобы они не желали получить то, что не принадлежит им по закону».

И об этом говорится в (сборнике мидрашей) «Шмот Раба»: «Вся Тора построена на законах (справедливых отношений между людьми) – поэтому Святой, благословен Он, и даровал законы (сразу же) после десяти речений». И в этой главе разъясняются законы, упомянутые в десяти речениях, – запрет идолопоклонства (22:19), заповедь почитания родителей (21:15, 17), запреты убийства (21:12-14) и прелюбодеяния (22:15-16).

ПРОТИВ ТЕХ,  КТО УВЕЛИЧИВАЕТ СМЯТЕНИЕ УМОВ

«Колдуньи не оставляй в живых (לֹא תְחַיֶּה – ло техайе

(Шмот, 22:17)

Выше, по отношению ко всем нарушителям закона, подлежащим смертной казни, сказано: «מוֹת יוּמָת – мот юмат» (будет предан смерти) – и имеется в виду, что нарушитель приговаривается судом к смерти и нам заповедано умертвить его, как написано: «Рука свидетелей будет на нем первой, чтобы убить его, а рука всего народа – после; искорени же зло из среды твоей!» (Дварим, 17:7).

Но здесь не сказано: «Колдунья будет предана смерти», потому что отношение к ней более суровое, и нам дан дополнительный запрет: не оставлять ее в живых, ведь она оскверняет Его Имя, увеличивая смятение умов, и безумцы будут соблазняться ее делами [Комментаторы поясняют, что суть колдовства заключается в соединении вещей, которые, согласно установленному порядку природных процессов, должны быть разделены, – а когда эти предметы или явления соприкасаются в нижнем мире, то в высших мирах соединяются соответствующие им духовные сущности. И вследствие  этого происходят чудесные явления, нарушающие ход природных процессов. Колдовство было основным искусством египетских жрецов и магов, и сыны Израиля, покинувшие Египет всего за полтора месяца до синайского откровения, были приучены к магической практике, – и поэтому запрет относительно колдовства был особенно суровым. В строке Торы упомянута именно «колдунья», а не колдун, потому что женщины были особенно увлечены магией (Рабейну Бхайе на Шмот 22:17).]. И подобным образом Тора устрожает в отношении всех тех, кто умножает порчу, – например, по поводу совратителя, призывающего евреев к идолопоклонству, повелевается: «…Не щади его и не жалей его, и не прикрывай его, но убей его; рука твоя первая да настигнет его, чтобы умертвить его, а рука всего народа – после» (Дварим, 13:9-10).

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за право пользоваться их переводом комментария Рамбана на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=11447