Леках Тов — глава Мишпатим — Крик нищего

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Байфус

2136

В недельной главе Мишпатим написано (Шмот, 22:25-26): «Если возьмешь в залог одежду ближнего твоего. До захода солнца возврати его ему. Ибо это его облачение единственное, одеяние на теле его. На чем ляжет? И будет: если возопит ко Мне, то Я услышу, ибо Я милостив».

Следует понять: что оправдывает вопль бедняка? Разве есть какая-то несправедливость в том, что должник, который не может выплатить долг, будет вынужден обойтись без залога? И что будет с кредитором?

На самом деле, говорит рав Хаим Шмулевич (приводится в книге о нем «Моах ве-Лев», стр. 78), никакой несправедливости здесь нет, но, тем не менее, еврей кричит, потому что ему плохо, и Творец слышит этот крик. Но даже если так, почему его вопль имеет какое-то отношение к кредитору? Почему кредитор обязан вернуть должнику залог?

На это отвечает рав Овадья Сфорно: «…Все-таки, когда он возопит ко мне о своей бедности и т. д., Я дам ему часть того, что иначе дал бы тебе, а именно – то, что Я даю тебе сверх твоих потребностей, чтобы ты мог обеспечивать других».

Итак, рав Овадья Сфорно сообщает нам принципиально новую вещь: любые «излишки», которые получает человек, даются ему для того, чтобы он обеспечивал других! И об этом сказано «то Я услышу» – о том, что у тебя есть больше, чем тебе нужно, и ты притесняешь другого. За это Я заберу твои излишки и отдам другому.

Об этом ясно написано в книге Мишлей (22:2): «Богатый и бедный встретились, всех их делает Г-сподь». В Талмуде (Тмура, 16а) об этом сказано так: «Когда бедняк ходит около хозяина дома и говорит: “Обеспечь меня”, если обеспечивает его – хорошо, а если нет – “Богатый и бедный встретились, всех их делает Г-сподь”. Сделавший этого богатым, делает его бедным. [Сделавший] этого бедным – делает его богатым». «Всех их делает», – то есть Святой, благословен Он, делает их сейчас, как пишет Раши там: «Заново». То, что есть у человека в данный момент, не говорит ничего о том, что у него будет в следующий, поскольку следующий момент Святой, благословен Он, делает заново.

«Нищий и человек замыслов встретились; свет глазам обоих дает Г-сподь» (Мишлей, 29:13). Из слов царя Шломо мудрецы Талмуда учат, что тот же принцип работает и в духовном: «Когда ученик идет к своему раву и говорит ему: “Научи меня Торе”, то, если он учит его – “свет глазам обоих дает Г-сподь”» (Тмура, 16а). «Нищий» – это ученик, который беден Торой. «Человек замыслов» – это рав. Раши (там же) объясняет, что «человек замыслов» – это «средний [в своих знаниях человек], который знает два раздела [мишны из шести] или три». То есть обоим все еще нужно учиться, и если второй обучает первого, то Святой, благословен Он, учит их обоих.

Гемара (там же) продолжает: «А если нет, – то есть если рав откажется обучать другого, а – “Богатый и бедный встретились, всех их делает Г-сподь”. Сделавший этого мудрым – делает его глупцом. [Сделавший] этого глупцом – делает его мудрым». Итак, если человек отказывается помогать другому, то в наказание у него забирают то, что ему дали до этого, – и это правило справедливо как для материального, так и для духовного. Человеку говорят: «Тебе дали мудрость, тебе дали силы обучать другого – почему же ты все берешь себе?» «Всех их делает Г-сподь», – ты думаешь, что у тебя что-то есть? Кто сделал тебе все? Святой, благословен Он.

Когда мудрого человека в наказание делают глупцом – это очень страшно. Так, в трактате Таанит (7а) находим следующее: «“Меч на одиночек [бадим], и станут они глупцами” (Ирмеяу 50:36), – меч [падет] на шеи врагов мудрецов Торы [то есть на шеи самих мудрецов Торы], которые сидят и занимаются Торой поодиночке [бад бе-вад]. Более того, они еще и глупеют». Осуждение на смерть – не наказание, а результат утраты их права на существование. Наказание же глупостью – хуже смерти, что можно понять из слов «более того».

А что такое глупость? В своем предисловии к разделу Зраим Рамбам пишет так: «И сказали (Гитин 57б): “Всякий, кто насмехается над словами мудрецов, наказывается кипящими испражнениями…”, – а нет ничего, что в большей степени является кипящими испражнениями, чем глупость, которая привела его к тому, что он стал насмехаться».

Таким образом, глупость сравнивается с тяжелыми наказаниями Геинома.

По книге рава Яакова Байфуса «Леках Тов». Подготовил рав Элияу Швальб


http://www.beerot.ru/?p=31045