Тецаве — Всевышний дает мудрость тому, кто уже мудр сердцем

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

3662

Ежедневная цитата

На человека возложена обязанность — размышлять. Ведь если он не думает и не размышляет, мудрость не будет искать его сама, и останется он во тьме, без знаний, будет брести во мгле и тумане. Рамхаль, «Дерех Эц Хаим»

Недельная глава Тецаве

«И говори всем мудрым сердцем, кого Я исполнил духа премудрости» (Шмот, 28:3).

В недельной главе Ки Тиса (Шмот, 31:6) также приводится подобное определение мудрости: «И в сердце всякого мудрого сердцем вложил Я мудрость, и они сделают все, что Я повелел тебе…». Ссылаясь на данный отрывок, наши мудрецы говорят (трактат Брахот): «Всевышний дает мудрость тому, кто уже мудр». Изучая это изречение, мы можем задаться вопросом: «Если только Творец дает мудрость, откуда у человека должна появиться “мудрость сердца”?»

Ответ на этот вопрос можно найти в комментарии Маараля к Пиркей Авот (4:1): «Бен-Зома говорил: кто мудр? Тот, кто у всех учится… Кто силен? Тот, кто обуздывает свои страсти… Кто богат? Тот, кто доволен своей долей… Кто уважаем? Тот, кто уважает других…». Из вопроса «Кто?» (буквально на иврите: «Какой он?»), следует, что лишь этот человек, и никто иной, может называться «мудрым», «богатым», «сильным» либо «уважаемым».  Если так, спрашивает Маараль, каким образом можно понять, что только тот, кто у всех учится, является мудрым? Предположим, что есть такой человек, который знает наизусть всю Мишну, весь Талмуд – Вавилонский и Иерусалимский, все книги наших мудрецов, ришоним и ахроним, а вдобавок ко всему – весь «Шульхан Арух» и все сочинения законоучителей. Однако он не учится у всех! Неужели такого человека нельзя назвать мудрым?

Маараль объясняет, что речь здесь идет о качестве человека, которое определяет его сущность. Если человек «заполняет» свой мозг большим количеством информации, это еще не означает, что таким образом он изменяет свою собственную сущность и достоин называться мудрецом. Лишь тот, кто действительно жаждет мудрости и для этого учится у всех, мудр по своей сути. Подобным образом можно рассуждать и о человеке, имеющем огромное состояние – миллиарды долларов на банковских счетах. Это еще не является основанием называть их владельца человеком богатым по своей сути, поскольку весь капитал – лишь внешняя оболочка, никоим образом не соприкасающаяся с внутренней сутью его владельца. Лишь тот, кто радуется всему, что имеет, является богатым человеком по своей сути, ведь у него есть абсолютно все! Аналогичный вывод можно сделать о сильных и уважаемых, согласно определению мишны. Такие люди являются сильными и уважаемыми по своей сути, ведь их сила и уважение не зависят от какого-либо внешнего фактора (силы мышц или людей, которые их уважают другие).

Полагаясь на вышесказанное, можно сделать вывод: говоря о том, что лишь изначально мудрого человека Творец наделяет мудростью, наши мудрецы имели в виду человека, мудрого по своей сути, а именно – человека, жаждущего мудрости и стремящегося к ней. Лишь такому человеку Всевышний дарует мудрость. Вот почему такого человека Тора называет «мудрым сердцем», ведь сердце его просит мудрости, оно открыто для того, чтобы принять и понять ее.


http://www.beerot.ru/?p=11830