Леках Тов — Венец Торы уготован для каждого

матот-масей

«А ты приблизь к себе Аарона, брата твоего…» (Шмот, 28:1).

«А ты приблизь к себе Аарона, брата твоего…» – как сказано: «Если бы не Тора Твоя, услада мне, – я пропал бы в бедности». Когда сказал Всевышний, благословен Он, Моше: «А ты приблизь к себе Аарона», Моше огорчился. Сказал ему Творец: «Тора была Моей, и Я дал ее тебе. Если бы не она, Я бы разрушил мир. И именно через Тору Я делаю Аарона первосвященником. Подобно тому, как мудрец женился на своей ближней, она провела с ним десять лет и не родила ему. Сказал ей: “Подыщи мне подходящую вторую жену. Я мог бы взять другую жену и без твоего согласия, но я желал смирения твоего”. Так и Я: Я мог бы сделать Аарона коэном и без тебя, но Я хотел, чтобы ты был выше его». (Мидраш Раба, 37).

«А Ты превознесен навеки, Г-сподь…»

Сказал Давид: «Владыка мира! Когда Ты даешь величие человеку, оно вовеки не оставляет его. Ты дал царство дому Давида – навеки оно не оставит его, как сказано «И Давид, раб Мой, царь над ними навеки». Ты дал священничество Аарону, оно никогда не оставит его, как сказано «И будет ему и потомству его за ним заветом служения вечного» (Мидраш Танхума).

Смысл слов мидраша мы поймем, если обратим внимание на то, что, в отличие от Давида и Аарона, наследниками которых стали их потомки, преемником Моше стал его служитель и ученик.

Рав Шломо Ганцфрид (автор книги «Кицур Шульхан Арух») говорит, что Творец мира изначально дал своему народу Тору так, чтобы она не переходила по наследству, подобно венцам царства и служения. Иначе, весь народ оставил бы Тору, полагаясь в этом на потомков Моше. Поэтому Всевышний и показал народу, что Тора доступна каждому, кто только хочет ее удостоиться.

Как говорит Мидраш, Тора необходима для существования мира. Если бы не Тора, весь мир и каждый отдельный человек пропал бы в бедности – в бедности знания. Именно поэтому каждому надлежит трудиться над ней, стремясь постичь то, что он может.

Когда Всевышний сказал Моше «А ты приблизь к себе Аарона, брата твоего», огорчился Моше, надеявшийся сам служить в Храме. Когда Всевышний избрал не его, Моше подумал, что, вероятно, недостоин этого. Ответил ему Всевышний: «Тору, которая была Моей, Я дал в подарок тебе».

«Тору Я дал тебе в подарок», но не в наследие. Подарок данный одному, может затем перейти к другому. Наследие же навеки остается уделом лишь наследников – величие, данное Всевышним Аарону, никогда не оставит его потомков.

Наше великое счастье в том, что Тора, данная Моше, как подарок, доступна каждому. Право и обязанность каждого еврея – стремиться к венцу Торы. Воля Всевышнего в том, чтобы умножились те, кто трудятся над Торой. В исполнении этого – смысл существования каждого из нас и всего мира.

Перевод рав М. Гафт

http://www.beerot.ru/?p=10267

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here