Понимание святого языка — Недельная глава Тецаве

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

2978

«И будет Аарону и его сынам законом (לחק) вечным …» (Шмот, 29:28).

חק, משפט, דין

1. Слово חק (хок)– указывает на законы, принятые в определенном месте или государстве, корни и смысл которых нельзя постичь логически. Смысл и причины этих законов известны лишь самому законодателю, который устанавливает их по собственному желанию. В соответствии с этим, хок, который относится ко Всевышнему, означает, что смысл этих законов доступен Высшему Разуму. Однако мудрецы Торы, прилепляясь посредством своей учебы к Высшему Разуму, способны постичь также смысл хуким.

«И поставил Йосеф в закон (לְחֹק) земле Египетской до сего дня: пятую часть давать Паро, одна только земля жрецов не досталась Паро» (Берешит, 47:26)

«И было, к концу двух месяцев возвратилась она к отцу своему, и совершил он над нею обет свой, который дал, и не познала она мужа. И стало обычаем (חֹק) у Израиля: из года в год ходили дочери Израилевы оплакивать дочь Ифтаха Гиладянина четыре дня в году» (Шофтим, 11:39).

חוקי השם (хукей Ашем – законы Всевышнего) являются частью Торы и обозначают законы входящие в раздел заповедей, что между человеком и Всевышним. Это заповеди, у которых нет видимой причины и смысла, как, например, Шаббат, шаатнез, килаим, красная корова и другие. Нередко природа человека – противиться их приятию из-за отсутствия, на первый взгляд, логичного объяснения. Принятие חוקי השם (законов Всевышнего) построено на вере, что они являются проявлениями Высшего Разума, и в них заложены высшие тайны, необходимые для цельности еврейской души. Кроме того, Всевышний обязал нас (и тем самым дал возможность) нести исправление в мир. Такое исправление имеет свое отражение и в высших мирах, недоступных нашему постижению.

«И священник, помазанный на место его из сынов его, должен совершать это; это постановление вовеки (חָק עוֹלָם) (Ваикра, 6:15).

2. משפטים (мишпатим) – это законы государств, существования которых требует здравый смысл, а их необходимость доступна думающему человеку с «прямым» разумом.

משפטי תורה (мишпатей Тора – законы и суды Торы) находятся в области заповедей, касающихся отношений между человеком и его ближним. Их смысл и причины в основном понятны (однако и в них могут быть детали, относящиеся к сфере хуким).

3. דין (дин). Слово дин – суд – указывает на утверждения и претензии оппонентов, представленные на рассмотрение судьи. Поэтому рассматривающий тяжбу называется דיין (даян, т. е. судья).

«Праведник умеет <творить> суд (דִּין) убогим, нечестивый не постигает знания» (Мишлей, 29:7).

דיני תורה (диней Тора) разделяют наши мудрецы на три части.

а) Законы (алахот), которые зависят от человеческого разума и знаний. Такие, как расчет начала новомесячья и праздников, зависящие от знания движения небесных тел и других законов астрономии.

б) Законы, у которых нет источника в Письменной Торе, но которые были получены на горе Синай, так называемые «Алаха ле-Моше ми-Синай» (все размеры и черный цвет ремешков тфилин, третья стена в сукке, величиной в тефах, и многие другие).

г) Законы Торы, выявляемые путем различных правил толкования Торы (каль вахомер и др.), а также законы, устанавливаемые на основании правил грамматики святого языка.


http://www.beerot.ru/?p=12003