Почему имя Моше не упоминается в главе Тецаве?

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

194
имя моше

Пишет «Бааль а-Турим», что во всей недельной главе Тецаве ни разу не упоминается имя Моше. Причиной этого было то, что Моше произнес: «И вот если простишь Ты грех их (хорошо). Если же нет, то сотри и меня из книги Твоей, которую Ты написал» (Шмот, 32:32). Как известно, проклятие праведника, даже когда оно чем-то обусловлено, сбывается даже без исполнения условий.

Это правило сработало в случае с Моше, и его имя, как он и говорил, не было упомянуто в одной из глав Торы (из тех глав, где Моше действовал). Теперь нам остается понять, почему Всевышний решил реализовать самопроклятие Моше именно в главе Тецаве?

В этой главе говорится о законах, связанных с коэнами и их служением. Если бы Моше не молился о народе Израиля, то от него пошло бы первосвященство. Но за то, что он не согласился с желанием Всевышнего уничтожить народ, а от него самого произвести новый народ, Моше остался без первосвященства.

Рассказывается в книге «Зоар»: когда Ноах вышел из ковчега и увидел, что мир, в котором он жил, больше не существует, то горько заплакал. И с такими словами он обратился к Творцу: «Владыка всего мира! Ведь Ты зовешься Милосердным! Следовало бы Тебе смилостивиться над родом людским». На что ответил ему Всевышний: «Глупец! Только сейчас ты говоришь мне об этом? Почему же ты не сказал мне об этом, когда Я приказал тебе строить ковчег? Ведь Я же сообщил тебе: “Вот Я привожу потоп…”. А после приказал тебе строить ковчег. Знай, что все эти указания были лишь для того, чтобы задержать наступление потопа, и чтобы ты молился о его отмене. А что ты сделал? Когда узнал, что сможешь спастись в ковчеге, то перестал даже думать о возможном спасении человечества. Теперь же, когда Я стер мир с лица земли, ты смеешь открывать свои уста, чтобы упрекать Меня?» Сказал раби Йоханан: «Посмотрите на то, какая разница между Ноахом и праведниками народа Израиля! Ноах не пытался уберечь свое поколение и не молился за его избавление. А вот Авраам, как только слышит, что Всевышний собирается уничтожить города Сдома и Аморы, тут же горячо молит Его об отмене решения, если найдутся там десять праведников. А после пришел Моше и вымолил пощаду своему народу, когда те сделали золотого тельца. И так долго и горячо молился, что ослаб. И поясняют, что Моше не отступился от своего и был готов пожертвовать не только жизнью в этом мире, но и заслугами в мире будущем, как сказано: “ И вот если простишь Ты грех их (хорошо). Если же нет, то сотри и меня из книги Твоей, которую Ты написал”».

Так описана готовность к самопожертвованию Моше ради других — то, чего не доставало Ноаху. А из слова в стихе מחני (мехени) – «сотри имя мое» — учат намек на вину Ноаха в пришествии потопа. Из букв этого слова можно составить два других: מי נח (мей Ноах), то есть – воды Ноаха. А все человечество, произошедшее от Ноаха после потопа, также зовется его именем — бней Ноах.

Теперь мы можем лучше понять, почему именно в этой главе ни разу не встречается имя Моше.

Глава Тецаве занимается описанием одежд священников и всего, что связано с Мишканом. Вспомним, что Моше не упоминается из-за того, что готов был пожертвовать всем, что у него есть. Осмыслив это, поймем, что у нас могло бы не быть всего этого. Ведь если бы Моше согласился с желанием Творца уничтожить народ, то новый народ произошел бы от него. И тогда первосвященство, как все остальное, наверняка произошло бы от него. И это лишь добавляет понимание величия поступка Моше, в его готовности спасти свой народ.

http://www.beerot.ru/?p=45353

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here