Недельная глава Трума — Не дружи с грешником!

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

1873

Ежедневная цитата

[pull_quote_center]Даже если бы человек был похож на пророков в своих поступках, старанием в служении Творцу, чистой любовью к Нему, – его заслуги не сравнились бы с заслугами того, кто указывает ближнему добрый и праведный путь… Заслуги такого человека будут умножены заслугами тех, кому он помог[/pull_quote_center] «Ховот а-Левавот» (Врата 10, Часть 6)

«Скажи сынам Израиля, чтобы взяли Мне приношение; от каждого человека, расположенного сердцем, возьмите мне приношение» (Шмот, 25:2).

В прошлый раз мы приводили слова книги «Зоар» о том, что человек, приближающий грешников к Творцу, выполняет очень важную миссию. Кроме того, мы привели высказывание из мидраша Сифри о том, что приближение людей к Торе – это часть заповеди о любви к Всевышнему. Объяснение этому мы можем найти в словах Рамбама («Сефер а-Мицвот»): «Когда ты любишь какого-нибудь человека, ты все время думаешь о нем, хвалишь его и желаешь, чтобы все относились к нему так же. Подобно этому, если ты действительно полюбишь Б-га – по мере того, как будешь познавать Его – без сомнения будешь призывать и добиваться, чтобы отступники и невежды также познали истину, которая уже известна тебе».

Однако в трактате «Авот де-Раби Натан» мы находим слова, которые, на первый взгляд, расходятся со сказанным выше. Там написано, что запрещено дружить с грешником, «даже для того, чтобы приближать его к Торе», в то время как «Зоар», как мы видели, обязывает бежать за грешником, чтобы вернуть его к Всевышнему.

Если мы внимательно проанализируем это противоречие, то поймем, что существует различие в том, каким образом нужно вступать в контакт с  грешником.  Если мы приближаем его к Торе и оказываем на него тем самым благотворное влияние, это выстраивает между нами отношения, присущие учителю и ученику. В этом случае бежать за ним для того, чтобы вернуть его к Творцу – это великая заповедь! Ведь таким образом практически нет шансов перенять дурные качества грешника. Другое дело, если человек стремится сдружиться с грешником для того, чтобы в конечном итоге приблизить его к Всевышнему. В таком случае существует серьезная опасность, что прежде чем праведник начнет воздействовать на своего друга-грешника, тот окажет на него свое негативное влияние.

Пишет рав Элияу Элиэзер Деслер («Михтав ми-Элияу», часть 2): «Для того, чтобы воздействовать на отступников от Торы и приблизить их к Творцу, не следует идти к ним и делать это там, где они находятся. Наоборот, необходимо, чтобы человек, приближающий отступников, оставался там, где он обитает, и постарался приобщить их к себе и воздействовать на них светом своей Торы. Вследствие того, что он находится там, где царствует его Тора, невелика опасность перенять их качества, поскольку место, озаренное светом Торы, будет защищать его».

Подобную ошибку совершил царь Йеошафат, который стремился приблизить всех евреев к Небесному Отцу. Он не сидел, сложа руки, и все время предпринимал различные шаги для того, чтобы привить евреям праведность, вернуть их на путь истины, как следует из книг ТаНаХа. В своем стремлении возвратить грешников на праведный путь он сдружился со злодеями, захватившими власть в Царстве Израиля, и потерпел поражение, доказательством чему служат слова пророка Йеу (Диврей а-Ямим 2, 19:2): «…Зачем помогать нечестивцу и любить ненавидящих Г-спода? Вот за это (падет) на тебя гнев от лица Г-сподня». Также и пророк Элиэзер бен Додавау обличал его (там же, 20:37): «Поскольку ты объединился с Ахазйау, разрушит Г-сподь дело твое…».


http://www.beerot.ru/?p=11727