Ваишлах — Почему Рахель была похоронена в пути?

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

3721

Недельная глава Ваишлах

«И умерла Рахель. И погребена была она на пути в Эфрат, он же Бейт Лехем» (Берешит, 35:19).

В комментарии на главу Ваехи (Берешит, 48:7) Раши объясняет, что Яаков похоронил Рахель в дороге, а не в Маарат а-Махпела, где были захоронены все праотцы, «чтобы она была в помощь своим сыновьям, когда Невузардан подвергнет их изгнанию». Пишет Раши: «Когда будут проходить там, Рахель выйдет (и станет) у своей могилы и будет плакать и просить для них милосердия, как сказано: “Голос в Раме слышен…” (Ирмияу, 31:14). А Святой, благословен Он, отвечает ей: “есть воздаяние за твой труд, …и возвратятся сыны к пределам своим” (там же, 16, 17)».

В мидраше «Эйха Раба» («Птихот») приводится, что во время изгнания Рахель обратилась к Творцу с молитвой: «Владыка мира, известно Тебе, что Яаков, раб Твой, любил меня неизмеримой любовью и работал за меня у моего отца семь лет, а когда пришло время свадьбы, мой отец желал подменить меня на мою сестру. И мне от этого стало больно, поскольку мне стали известны замыслы моего отца, и я сообщила об этом моему мужу и передала ему знак, по которому он сможет различить между мной и моей сестрой, чтобы отец мой не смог подменить. Но после этого я передумала и решила перебороть мою любовь, поскольку мне было жалко сестру. Чтобы не была она опозорена, я открыла ей знак, который передала моему мужу. Более того, я забралась под кровать, на которой лежали мой муж и моя сестра, и я отвечала ему на каждый вопрос, чтобы он не распознал голос моей сестры. Он говорил с ней, она молчала, а я отвечала на каждое его слово. И если я, кровь и плоть, прах и пепел, не завидовала моей сестре и не опозорила ее, почему Ты, Царь вечный, гневаешься из-за идолов, в которых нет ничего истинного? Ты послал в изгнание народ Твой и столько бед они вытерпели».

Продолжает мидраш: «Сразу же пробудилось милосердие Творца, и сказал Он: “Из-за твоей заслуги, Рахель, я возвращаю евреев на их землю”. И это то, что сказано (Ирмияу, 31:14-16): “Так сказал Г-сподь: слышится голос в Раме, вопль (и) горькое рыдание: Рахель оплакивает сыновей своих; не хочет она утешиться из-за детей своих, ибо не стало их. Так сказал Г-сподь: удержи голос твой от рыданья и глаза твои от слез, ибо есть воздаянье за труд твой, – сказал Г-сподь, – возвратятся они из вражьей страны. И есть надежда будущему твоему, – сказал Г-сподь, – возвратятся сыны в пределы свои”».

Почему именно благодаря этой заслуге Творец услышал молитву Рахель?

Чтобы ответить на этот вопрос, приведем слова мишны из Пиркей Авот (2:4): «Сделай Его желание (с такой же волей), как свое желание, дабы Он сделал твое желание (с той же волей), как Его желание, и аннулируй свое желание перед Его желанием, дабы Он аннулировал желание других перед твоим желанием». На первый взгляд, слова этой мишны непонятны: неужели причина, по которой человек должен с волей исполнять желание Творца, должна быть корыстной («чтобы Он исполнил Твою волю»), ведь Антигнос учил нас (там же, 1:3): «Не будьте подобны рабу, который служит своему господину с целью получить награду, а будьте подобны рабу, который служит своему господину не для того, чтобы получить награду». Пишет Рамбам («Законы раскаяния», 10:4): «Да не скажет человек: “Я буду исполнять заповеди Торы и постигать ее мудрость, чтобы удостоиться в этом мире благословений, обещанных Торой”… Так служат Всевышнему только невежды, женщины и дети, которых приучают служить Б-гу из страха, пока они не обретут мудрость и не начнут служить Ему из любви».

Объясняет мой учитель рав Натан Ротман (подобное объяснение я также слышал от имени рава Моше Шапиро), что человек, который исполняет волю Творца с той же охотой, как свою волю, и аннулирует свою волю перед Его волей, становится столь близким к Всевышнему, что все его желания неразрывно связаны с желаниями Творца. Вся его жизнь течет в согласии с волей Всевышнего. И это то, что имеет в виду мишна, говоря «дабы Он сделал твою волю…», «дабы Он аннулировал волю других…» – если ты будешь исполнять Его волю с тем же желанием, как исполняешь свою волю, и аннулируешь свою волю перед Его волей, то достигнешь такого уровня, что все твои желания будут неразрывно связаны с желаниями Творца, и поэтому Он сделает твои желания Своими, и аннулирует волю других перед твоей волей, ведь все твои желания – это Его воля.

Поскольку Рахель аннулировала свое желание (стать женой Яакова) перед желанием Творца (чтобы ее сестра не была опозорена) и сделала это с такой большой охотой, что даже передала сестре знаки, Всевышний аннулировал волю других (народов мира, порабощающих евреев) перед волей Рахель для ее детей, поскольку ее воля – Его воля.


http://www.beerot.ru/?p=8128