Пасхальную Агаду можно, вобщем-то, прочесть за 20 минут, даже быстрее… Но если вдуматься в Пасхальную Агаду, то это не просто великая заповедь, это та основа, на которой основывается вся передача Торы из поколения в поколение.
Ежедневно мы неоднократно упоминаем о выходе из Египта… Казалось бы, что нам добавляет к этому Пасхальная Агада? Если мы хотим сказать, что там выход из Египта описан более подробно — то, на самом деле, первые четыре главы книги Шмот содержат гораздо более подробное повествование…
Есть дискуссия между Рамбамом и Мааралем — Рамбам говорит, что нужно вспоминать о выходе из Египта в пасхальную ночь. Маараль возражает, что это необходимо делать каждый день и каждую ночь…
Что больше напоминает нам о выходе из Египта — Пасхальный Седер или ежедневное чтение Крият Шма?
Пасхальная ночь — когда перед нами маца, марор, (во времена Храма — пасхальная жертва) — это то время, когда мы впитываем это впечатление, когда мы воспринимаем напоминание о выходе из Египта намного четче и глубже.
Как передали нам мудрецы, знатоки каббалы, источник дат еврейского календаря — особый свет Творца, который раскрывается в этот день года; и каждый год, в этот же день, этот свет заново освещает наши души.
Как известно, по нашему обычаю, мы кончаем Магид до полуночи, и съедаем афикоман до полуночи. Если представить себе большую еврейскую семью, то это задача не из легких! Успеть и рассказать об исходе должным образом, и провести трапезу, и все это — до хацот? Даже в доме у Виленского Гаона был случай, когда Магид закончили так поздно, что успели съесть только мацу, марор и афикоман — и на этом праздничная трапеза закончилась…