Что такое «сеудат одая»?

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

2760

Шалом!

Расскажите пожалуйста:
1) В каких случаях проводят обряд «сеудат
одая» (благодарственная трапеза)?
2) Как ее провести?
3) Где об этом написано (о «сеудат
одая»)?

Ашер, Москва

 


Уважаемый Ашер!

В трактате Авот (5:7) говорится, что мудрый человек отвечает на вопросы в том порядке, в котором они были заданы. Причина этого в том, что мудрый человек любит ясность и порядок. Однако в случае, когда ответ на последний вопрос поможет объяснить первый вопрос, несомненно, предпочтительно начать именно с последнего вопроса. И по этой причине мы обсудим сначала Ваш последний вопрос, ведь ответ на него поможет нам получить ответ и на два первых.

Где написано о благодарственной трапезе?

В недельной главе Ваера рассказывается, что Авраам, желая отблагодарить Творца за рождение Ицхака, устроил большую благодарственную трапезу, как сказано (Берешит 21:8): «И Авраам сделал большой пир в день отнятия Ицхака от груди». Отсюда следует, что можно поблагодарить Творца именно посредством трапезы. Это видно и из слов царя Давида (Теилим, 116:12-13): «Чем воздам я Г-споду за все благодеяния Его?! Чашу спасения подниму, и имя Г-спода призову». Радак в своем комментарии разъясняет слова царя Давида: «Когда устрою (благодарственную) трапезу, подниму чашу вина, и поблагодарю Творца при стечении многих людей, и вспомню спасение, которое Он мне послал».

Мааршаль в книге «Ям шель Шломо» пишет, что благодарственная трапеза считается сеудат мицва («заповеданной») – трапезой, устраивая которую, человек выполняет заповедь.

Как ее провести?

Как мы сказали выше, Авраам, желая отблагодарить Творца, устроил большой пир. Из этого мы можем выучить, что важно, чтобы в этой трапезе принимало участие много людей. Таким образом, благодарность Творцу и прославление Его будут увеличены. Так сказал царь Давид (Теилим, 35:18): «Благодарить буду Тебя в собрании большом, среди народа многочисленного хвалить буду Тебя».

Раши в своем комментарии к Торе пишет, что Авраам пригласил на трапезу, которую он устроил, великих людей поколения – Шема, Эвера, Авимелеха. Из этого можно сделать еще один вывод: важно, чтобы мудрецы Торы присутствовали на трапезе. В трактате Брахот (64а) также подчеркивается огромное значение присутствия мудрецов Торы на трапезе. По мнению автора «Хаей Адам», благодарственную трапезу следует устраивать для изучающих Тору.

В книге «Хаей Адам» (глава 155) приводится также, что перед благодарственной трапезой следует произнести следующие главы из книги Теилим: 111, 116, 117, 23, 44, 100, 103, 130, 134, 138, 139, 143,148, 150.

Безусловно, центральное место на трапезе должны занимать слова благодарности. А если благодарящий удостоился особого присмотра и помощи Творца, важно рассказать об этом (если это не противоречит законам скромности).

В каких случаях проводят «сеудат одая»?

Этот обряд проводят, когда человек желает отблагодарить Творца за особую милость, которую Тот оказал ему, подобно тому как Авраам устроил благодарственную трапезу, чтобы отблагодарить Его за рождение долгожданного сына Ицхака.

В заключение отметим, что истинное выражение благодарности Творцу не должно ограничиваться трапезой. Такая благодарность должна проявляться в духовном росте, в исполнении воли Творца. Автор великой книги «Ховот а-Левавот» Рабейну Бахья ибн Пакуда связывает обязанность исполнения законов Торы с чувством благодарности Творцу во-первых за саму жизнь, а во-вторых – за все те блага, которыми Он одаряет нас.

http://www.beerot.ru/?p=10439