Если бы премьер-министр спросил раввина… военные действия

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

1818

Если бы наш премьер-министр спросил раввина, продолжать ли нам войну или принять мир, каким мог бы быть ответ? Не пробуждают ли военные действия в нас, евреях, чувство жестокости? Может быть, стоит стремиться к перемирию, ведь военные действия пробуждают в нас, евреях, чувство жестокости, которое столь чуждо нашему народу!

С уважением, М.


Уважаемая М.!

Чтобы дать верный ответ на этот вопрос, следует взвесить опасности продолжения войны по отношению к её необходимости. Для этого нужно взвесить данные, большинство которых недоступны обществу. Поэтому рав ответил бы, что только если в его распоряжении будут необходимые данные, он сможет дать ответ на этот вопрос.

Что касается довода о жестокости, то Вы правы, проявление жестокости (даже в том месте, где она необходима), может, не дай Б-г, повлиять на сердце человека. Жестокость не подобает нашему народу, который называется рахманим – «милосердные». Однако этот довод не может быть соображением в вопросе об окончании войны, поскольку ведение войны против наших врагов – это исполнение слов Торы. Она указывает, что, если кто-либо намеривается тебя убить, убей его первым. Более того, Тора предостерегает нас от жалости к врагам, как сказано (Дварим, 20:1): «Когда выступишь на войну против врага твоего», комментирует Раши: «Пусть будут они врагами в твоих глазах: не прояви милосердия к ним, ибо они не проявят милосердия к тебе». Проявляя милосердие к безжалостным врагам, человек только увеличивает жестокость в этом мире, поскольку враги еврейского народа воспользуются этим милосердием, чтобы увеличить свою ярость. И ещё сказали наши мудрецы (мидраш «Коэлет Раба», 7:16): «Тот, кто с милосердием относится к жестоким, в конце будет жестоким к милосердным», поскольку проявление милосердия в неподходящем месте является в действительности жестокостью, как пишет рав Цадок а-Коэн из Люблина («Диврей Софрим», 28).

Однако, несомненно, тот, кто находится на передовой, должен постараться приложить усилия, чтобы участие в войне не сделало его сердце жестоким, ведь жестокость – это одно из самых дурных качеств в человеке. И сказали наши Мудрецы (Бейца, 32 б): «Тот, кто не относится с милосердием к созданиям Творца, несомненно, не является потомком Авраама».

Если человек участвует в войне только для того, чтобы выполнить обязанность, которую возложила на него Тора, то это само по себе оградит его от дурных последствий. Возможно, это подобно обещанию Творца относительно человека, который осуществляет суд над грешниками (Дварим, 13:18): «И даст (Г-сподь) тебе милосердие и смилуется над тобой». Объясняет Ор а-Хаим: «Поскольку приказал Творец истребить весь город идолопоклонников…, это действие может зародить в сердце человека жестокость. Рассказывали мне об палачах- ишмаэлитах, что казни, которые они делают по приказу царя, зарождают в их сердце любовь к убийству и жестокость. Поэтому Творец обещает, что Он, Источник милосердия, даст в сердце осуществляющих суд над грешниками милосердие заново, чтобы аннулировать жестокость, которая может зародиться в их сердцах».

http://www.beerot.ru/?p=4371