Прежде всего, поговорим о том, из чего состоит структура Песаха.
Песах — это всеобъемлющий праздник, включающий в себя несколько аспектов.
Первый — включающий в себя время еще до начала праздника — это аспект «сур ме-ра» — отдаляться от зла.
Известно, что наш народ очень, иногда даже чрезмерно, тщательно очищает дома от хамца — квасного. Идея, лежащая в основе этого, очень глубока. Пишет Радбаз (р. Давид бен-Шломо ибн-Ави-Зимра, один из величайших мудрецов, живший в Египте около пятьсот лет назад), что он не может объяснить смысла такой тщательности в уничтожении квасного, кроме того, что квасное — символ йецер а-ра.
Другой пример проявления «сур ме-ра», касающийся не только Песаха, это обрезание — брит мила. В законах Песаха мы находим, что тот, кто не сделал обрезание, не имеет права есть от пасхальной жертвы. Более того, тот, кто не обрезал своего сына или даже своего раба — также не имеет права есть пасхальную жертву.
Говоря о теме отхода от зла, необходимо упомянуть и другой закон — что каждый, кто отошел от еврейства, от соблюдения — также не должен есть от пасхальной жертвы. Сказанное «коль бен нехар» — каждый чужак — имеет ввиду не еврея, а еврея, отошедшего от Торы!
Ближайший шаббат называется Шаббат аГадоль — Великий Шаббат. В чем его величие? В этот день евреям было заповедано взять в свои дома пасхальную жертву. В чем величие этого поступка? Взять ягненка, бывшего священным животным у египтян, привязать его к кровати, чтобы проверить его цельность для принесения в пасхальную жертву… Написано в наших источниках, что когда египтяне узнали о том, что евреи собираются приносить их идола в жертву, они буквально пошли на евреев войной.
Песах — это время нашего освобождения. Но нам нужно изжить от себя, буквально отрезать «по живому», всю нашу связь со злом.
Для этого у нас есть несколько действий. Во-первых — уничтожение квасного, это символизирует дурное начало, во-вторых — обрезание, это символизирует всевозможные плотские вожделения, похоть и т. д., в-третьих — пасхальная жертва. Вопрос был не в зарезании животного… у евреев была связь с этим идолом. В Египте связь нашего народа с египтянами проявлялась в отношении к египетским идолам. И те, и другие им служили. И как известно, уважительное отношение к разнообразным псевдо-ценностям — не так просто от себя «отрезать».
В двух ситуациях мы говорим «кровью твоей будешь жить» — во время обрезания и в Агаде, где говорится о пасхальной жертве. В момент обрезания это понятно — это момент, когда человеку больно. Но в случае пасхальной жертвы это не очевидно — кажется, что она не связана с болью или страданием. Однако это не так. Когда человек привязан к псевдо-ценностям, отказаться от этого, а тем более, изжить это из себя — это отрезать по живому. Это и называется «бе дамаих хайи» — кровью твоей будешь жить.
Там, где ты думаешь, что ты теряешь жизненную силу, теряешь кровь — именно там ты получаешь жизнь!
Люди часто думают, когда им необходимо отказаться от чего-то ради исполнения воли Творца — как же мы можем, это же то, что дает нам жизненную силу, то, чем мы живем! Подобное отношение описано на примере Эйсава и Ишмаэля, когда им была предложена Тора — сказал Эйсав: как я могу не убивать? Сказано обо мне «мечом своим ты будешь жить»! Как я могу отказаться от своей жизненной силы?! и Ишмаэль сказал — как я могу отказаться от воровства, если сказано обо мне «рука его на всем», это часть моего характера…
Нам нужно просто понять, что то, что нам кажется потерей жизненной силы — на самом деле будет источником нашей жизни! И это то, что произошло при выходе из Египта.
В этих трех заповедях есть, кроме отхода от зла, еще и второй аспект.