ТАНАХ рассказывает — Пурим — За что пьем?

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

3201

«Сказал Рова: еврей должен опьянеть в Пурим [до состояния], пока не будет различать между “Да будет проклят Аман” и “Да будет благословен Мордехай”» (Мегила, 7б).

По поводу этого закона высказано множество мнений. Раши (и согласные с ним мудрецы) утверждает, что основным действием в Пурим является праздничная трапеза, ведь главные чудеса (смещение Вашти, коронация Эстер и уничтожение Амана) произошли во время пиршеств. Поэтому некоторые мудрецы утверждают, что Рова произнес эту фразу, как преувеличение, из которого следует, что нужно лишь устроить праздничную трапезу с вином. И не нужно понимать сказанное, как обязанность напиться в Пурим до потери рассудка, когда человек будет говорить: «Да будет проклят Мордехай» и «Благословен Аман».

Однако большинство мудрецов считает, что высказывание Ровы это не скрытый намек, и следует понимать его слова буквально. Так следует из того, что Талмуда говорит далее. За словами Ровы приводится история о том, как два мудреца Талмуда – Рава и раби Зейра – отмечали Пурим за одним столом. Они так напились, что Рава зарезал раби Зейру! Правда потом Рава молился за воскрешение раби Зейры, и на Небесах услышали его молитвы. Что видно из их поведения? Они понимали слова Ровы буквально!

Если так, то требуется пояснение, в чем смысл заповеди, главным элементом которой является ибуд даат, потеря контроля над собой, потеря разума. Ведь даат – это то, без чего человек не может называться человеком. Сумасшедший, не обладающий даат (разумом), освобожден от заповедей! Так как же можно требовать от нас состояния ибуд даат – потери разума?

Мидраш Раба на стих из Теилим (92:13) «Праведник, как пальма, расцветет» говорит, что в месте под названием Хамса, которое находилось в миле от Тверии, росла финиковая пальма, не дававшая плодов. Ей постоянно прививали ветви от других растений, но ничего не помогало. Однажды проходил там один старец, который указал на проблему. Он сказал, что эта пальма все время смотрит на другую, которая растет возле города Йерихо. Та пальма влечет ее, и пока вы не привьете ей ветвь от того растения, ничего не поможет. Сделали, как сказал старец, и все устроилось: пальма начала плодоносить! Говорит мидраш: подобно тому, как одна пальма страстно желала быть с другой, так праведники устремлены к Всевышнему.

Спрашивают мудрецы: почему для описания страстного влечения выбран именно этот пример? Почему именно неодушевленное растение? Разве мы не знаем других, более сильных видов любви? Например, любовь между супругами или любовь родителей к своим детям?

У финиковой пальмы нет разума. Что же вызывало в ней такое влечение? Этому нет объяснения! Она чувствует, что та пальма – часть ее самой, и ничего с этим нельзя сделать.

Праведникам, для того чтобы прилепиться ко Всевышнему, необходимо множество вещей: выполнение заповедей, изучение Торы. Но после того, как все это исполняется, они достигают такого духовного уровня, что чувствуют себя одним целым со Всевышним, и всей своей сущностью устремлены только к Нему. Это стремление уже не зависит ни от чего, подобно влечению финиковой пальмы. И как страсть пальмы не ослабевает даже на большом расстоянии, так и связь, влечение, праведников ко Всевышнему, не ослабевает никогда, даже во время эстер паним – сокрытия лица Всевышнего, как во время Пурима.

Возможно на основании сказанного выше, можно понять и странную заповедь напиться в Пурим. Обычно еврей может достичь близости к Всевышнему благодаря глубоким размышлениям о том, как удивительно устроен мир, и как Всевышний им управляет. Однако в Пурим, благодаря еде и питью, благодаря отключению сознательного контроля, еврей может достичь еще большей близости к Творцу, любви к Всевышнему без рациональной причины, без разума. Возможно, именно в этом заключена особая сила дней праздника Пурима.


http://www.beerot.ru/?p=12194