Уважение к Торе и дни счета Омера

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

2823
дни счета омера

Дни счета Омера — время, когда мы готовимся заново получить Тору.

Рамбан говорит, что это полупраздничные дни, подобно холь а-моэд. Тем не менее, у этих дней есть траурный оттенок — из-за смерти учеников раби Акивы. В дни счета Омера мы не устраиваем свадеб, не слушаем музыку, не стрижемся.

Гемара приводит, что причиной столь тяжкого наказания учеников раби Акивы было недостаточно уважительное отношение друг к другу. Но разве за этот грех полагается такое наказание? Приводит рав Сендер Эрлангер, что речь здесь не идет про личное наказание каждого из учеников. Ученики раби Акивы были великими мудрецами, и именно через них должна была быть передана Тора следующим поколениям. Если бы они не были наказаны, то Тору бы передали в искаженном виде. Люди, которые недостаточно уважительно относятся друг к другу, не могут полноценно ее передать следующему поколению. Уважение и почтение по отношению к тем, кто изучает Тору — важнейшая основа. Именно этого недоставало ученикам раби Акивы. И за это их постигло тяжелое наказание.

Поэтому дни счета Омера — особое время, когда мы должны напомнить себе о важности Торы. Она — наша жизнь и в этом мире, и в мире грядущем. Важность Торы проявляется во многих аспектах. Напоминанием об этой важности служат дни счета Омера и их траурный статус. В эти дни мы должны исправить в себе недостаточно уважительное отношение к самой Торе и к тем, кто ее изучает.

Остановимся более подробно на нескольких важных аспектах проявления уважения к Торе.

Много лет назад наш учитель гаон рав Моше Шапиро в своем уроке привел следующий пример. Рош а-Шана — на что это похоже? Царь выходит из своего дворца к народу и объезжает страну. Там, где понимают, что такое царство — ему воздают соответствующие почести. Но есть люди более грубые. Они привыкли гостей встречать камнями. Таким людям заранее говорят, что царя нужно уважить. Что значит уважить? Не бросайте в него камни.

Так и Всевышний — Он раскрывал Себя во дворце перед нашими праотцами, перед поколением, получившим Тору. В тех поколениях были люди, которые почитали Царя по-настоящему. А что касается нашего поколения, то лишь бы не бросали камни. О чем здесь говорит рав Моше? Одна из величайших проблем нашего поколения — пренебрежение к Торе. Тора — воля Царя царей, Всевышнего. И именно ее многие наши заблудшие братья «встречают камнями».

В книге рабейну Йоны «Шаарей Тшува» за пренебрежение к слову Творца обещано страшнейшее наказание — карет. Что такое «пренебрег словом Творца»? Вроде бы нас это совершенно не касается. Однако все не так просто. Сказано, что тот, кто может учить Тору и не учит — пренебрегает словом Творца. Поэтому первый аспект уважения к Торе, в котором мы должны укрепить себя — это ценность нашей собственной учебы. В наших ешивах принято, что с началом учебного семестра в Ияре и до наступления Шавуота учатся максимально сосредоточенно, без лишних перерывов.

Перейдем к следующему аспекту уважения к Торе. Сказано (Ваикра, 19:32): «Перед сединой вставай и уважай лик старца». В трактате Кидушин (32б) приводится объяснение, что весь этот стих говорит только о мудреце Торы. Но есть и объяснение, которое гласит, что стих говорит не только о мудреце, но и просто о пожилом человеке (но не преступнике — см. Раши в комментарии к стиху). Принятая алаха гласит, что вставать нужно не только перед престарелым мудрецом Торы, но и перед молодым знатоком. На чем основан этот закон? Слово «закен» означает зе кана хохма — «этот приобрел мудрость».

Таким образом, первое мнение основано на том, что конец стиха объясняет его начало, т. е. требуется и старость, и мудрость. А второе — обязывает оказывать почет и старцу, и знатоку Торы, даже молодому. И такова, как мы сказали выше, принятая алаха.

Таким образом, в этом месте нам заповедано почитать носителей Торы. А нарушение этого закона, как мы говорили выше, было причиной смерти учеников раби Акивы.

В наше время у многих есть искушение — быть со всеми «на ты», запанибрата. Человеку тяжело признать, что есть кто-то выше него, перед кем нужно встать, кому нужно оказывать особый почет, ведь это противоречит его гордыне. Все это, безусловно, работа злого начала.

Мы должны научиться уважать носителей Торы. От имени моего учителя, основателя и главы ешивы Тифрах, рава Яакова Фридмана, я слышал важное замечание по этому поводу. Уважение к Торе не начинается с великих мудрецов поколения — таких, как рав Шах или рав Штейнман. Уважение к Торе начинается с отношения к мальчику, который сидит и учит Хумаш или Мишну. Именно о мальчике, который учит Тору, сказано, что ради него создан мир. А тем более — подросток или юноша, который уже учится в ешиве. И таким образом мы приближаемся к уважению к великим мудрецам Торы. Нужно научиться уважать любого носителя Торы — от мала до велика. И траур об учениках раби Акивы в дни счета Омера напоминает нам об этом.

Еще один важный аспект уважения и почитания Торы состоит в том, что такое отношение к воле Творца ставит нас на истинное место в мире. В трактате Мегила есть интересное замечание: почитание Торы даже одним человеком называется давар хамур — строгая вещь. Хотя изучение Торы одним человеком так не называется.

Рабейну Йона в «Шаарей Тшува» (гл. 3) приводит несколько заповедей, за нарушение которых полагается тяжелое наказание. Одну из них мы привели выше — пренебрежение к слову Творца. Кроме того, рабейну Йона особо подчеркивает тяжесть пренебрежения почетом мудрецов Торы. Одна из причин столь строгого наказания состоит в отношении к Торе среди народа Израиля. Когда среди нас Тора уважаема, то и отношение к ней и к мудрецам соответствующее. Видя почет к Торе, люди стремятся изучать ее и обучают ей своих детей. Если же мудрецы Торы не уважаемы, а тем более, не дай Б-г, презренны, то Тору не хотят учить, и она забывается народом Израиля. Это — страшная катастрофа!

Наш великий учитель рав Нафтали Цви Берлин, Нацив из Воложина, делает несколько очень важных замечаний относительно заповеди оказывать почет мудрецам Торы (см. Ваикра, 19:32). Сказано, что если есть в доме больной, то нужно обратиться к мудрецу Торы (приводится в трактате Бава Батра). Почему? Молитва мудреца Торы имеет великую силу. В трактате Таанит сказано, что, когда нет дождей, сначала начинают поститься единицы. Кто такие эти «единицы»? Это мудрецы Торы. Отсюда мы видим, что молитвы мудрецов Торы принимаются особо.

К этому Нацив добавляет следующее: упомянутое место в Торе — это эца ле-парнаса, совет, как обрести пропитание.

Что имеется в виду? Во-первых, как было сказано, речь о силе молитвы. А во-вторых, говорится, что пренебрежение к мудрецам Торы приводит к голоду. А почитание мудрецов Торы приводит к благословению земли. Известно, что мера добра Всевышнего больше в 500 раз, чем мера наказания. Если за какой-то грех полагается наказание, то, если грех будет исправлен, человек получит добра и благословения в 500 раз больше. Нацив пишет об этом в контексте почитания мудрецов Торы для понимания того, сколь велико будет благословение.

Рамхаль в книге «Дерех Ашем» пишет, что Тора — это высшее влияние добра Всевышнего, наиболее близкое к Нему Самому. Тора — это жизнь нашего народа, а жизнь — это то, что ценят и уважают. И если мы хотим в Шавуот заново удостоиться получения Торы, то должны превратить дни счета Омера в дни исправления и улучшения нашего к ней отношения. Шавуот называется зман матан Торатейну — «время дарования нашей Торы». Тора даруется только тем, кто будет ее по-настоящему ценить.

Подготовил Арье Кац


http://www.beerot.ru/?p=46063