Личный Храм — суть всех постов

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

1180
суть всех постов

Когда нацистская Германия и Советская Россия разделили между собой Польшу, они оставили Литву в качестве свободной страны, такой райский уголок в Геиноме, и даже разрешили переезжать туда. Дороги были очень опасны, если евреи попадались в руки немецким отрядам, те страшно издевались над ними, но распространился слух, что великий рав Хаим Озер Гродзенский, глава и сердце поколения, отец всех бней-Тора, дал указание собираться в Вильнюсе.

Наша ешива, ешива Новардок в Белостоке, выполнила его указание.

Мы стали пробираться на Запад, идя от селения к селению, ночуя всякий раз в синагогах. Усталые и измученные дорой, мы молились там Минху и Маарив. Но как же можно без изучения мусара? Каждый учащийся ешивы, вдобавок к своим скудным пожиткам, взял с собой тфиллин, том Гемары и книгу по мусару. Первые начали, и остальные присоединились к ним, надрывной душевной мелодией: «Ой, как я был жесток со своей дорогой душой, и замарал ее грязью большой, ой, все богатства ей ни к чему, если не угодила Господину своему…» («Шаарей Тшува», рабейну Йона).

Меня послали собирать хлеб по домам местных евреев. Я стучался в каждую дверь, на косяке которой была мезуза. Считалось, что из-за моего низкого роста – я выглядел тогда подростком – у людей больше пробудится жалость. Вернулся я в бейт-мидраш и слышу, как бушуют души при изучении мусара. Два еврея стояли на пороге и смотрели во все глаза. Такого они еще не видели.

«О чем они плачут?» – спрашивает один другого.

Тот знающим тоном отвечает: «О разрушении Храма, конечно». А, это ему понятно.

Я не выдержал и вмешался в беседу: «Они плачут о своем личном разрушении». О своих недостатках, дурных качествах, о своих провалах…

И это тот еврей понял. Объяснил своему товарищу: «Бедняги, они же сироты…» Видно, родители погибли в бомбежках, вот они и плачут об этом.

Я их оставил, не стал дальше объяснять. Как они поймут, что каждый еврей строит или разрушает свой личный Храм. Видит, как он строится, и радуется, либо плачет о его разрушении!

И одно зависит от другого, разрушение Храма и разрушение личное. Ведь сказано в Гемаре (Санедрин, 96б), что когда был разрушен Храм, наш ненавистник Навузардан (военачальник Навухаднецара) был очень горд и доволен. Тогда вышел голос Свыше и сказал: «Убитый народ ты убил, сожженный чертог сжег, перемолотую муку смолол!». То есть, если «ты убил убитый народ», и их личный, внутренний Храм разрушился, то и Эйхаль уже считается сожженным. Ведь Шехина опускается на Бейт-Микдаш только тогда, когда она присутствует в народе Израиля, как сказано: «И сделают Мне Святилище, и буду обитать Я в них». Не среди них, а именно в них.

В книге «Нефеш а-Хаим» (врата 1, гл. 4) подробно объясняется это: «Конечно же, главная суть святости, Микдаша, и нахождения Шехины Всевышнего – это человек.

Ведь если он освятил себя как следует, исполняя все заповеди, он сам станет настоящим Микдашем, и присутствие Всевышнего будет у него внутри, как сказано у пророка Ирмияу: “Не полагайтесь на слова лжи, гласящие: чертог Б-га”. Чертог Б-га – вы сами» То есть не будьте уверены, что Всевышний не разрушит Свой чертог (Эйхаль). Ведь он называется «чертогом Всевышнего» только тогда, когда сам народ является чертогом Всевышнего, и Шехина находится в нем.

Подобно этому сказал Всевышний царю Шломо (Млахим 1, 6): «Этот дом, который ты строишь, (только) если будешь ходить по моим законам, (тогда) Я буду находиться в сынах Израиля», которые станут колесницей Шехины. Поэтому, когда евреи испортили свое внутреннее содержание – тот внутренний Микдаш, который находился в них – от внешнего Микдаша не было уже никакой пользы, и его основы разрушились.

Именно это говорит Всевышний пророку Йехезкелю (43): «Расскажи сынам Израиля о Бейт-Микдаше, и станет им совестно за грехи свои» – когда они внимательно посмотрят на себя и увидят, как далеки они от того, чтобы быть местом присутствия Шехины, и будут оплакивать свое личное разрушение.

Об этом пишет Рамбам, что суть всех постов, включая 17 Тамуза и 9 Ава, это не только скорбь о разрушении Храма.

Мы постимся, «чтобы пробудить сердца и раскрыть пути для тшувы, и это будет памятью о наших дурных делах и делах наших предков, которые были подобны нашим делам до сих пор, и из-за этого и их, и нас, постигли беды. А вспоминая обо всем этом, мы вернемся на правильный путь!»

Отсюда мы видим, что не только при изучении мусара, но и во время скорби о разрушении Храма мы на самом деле скорбим о своем личном несовершенстве!


http://www.beerot.ru/?p=47515